Доброго времени суток, дорогой читатель!
Гайдаровские фильмы с участием непутевого студента Шурика и троицы жуликов - Труса, Балбеса и Бывалого - по праву считаются классикой советской комедии и по сей день выдерживают проверку временем. Я пересматривал картины "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница" и "Иван Васильевич меняет профессию" десятки раз и это кино до сих пор не надоедает.
Более того, с каждым новым просмотром для меня открываются ранее не замеченные детали, раскрывающие знакомое кино с новой стороны. В качестве примера - известный всем момент с фразой про библиотеку:
- Вы должны были под видом прохожего подойти к старухе и привлечь ее внимание простым и естественным вопрос, а вы что спросили?
- Как пройти в библиотеку?
- В три часа ночи? Идиот...
Эта знаменитая цитата, давно ушедшая в народ, кажется нелепой из-за абсурдности вопроса. Но если отмотать фильм на одну новеллу назад и нажать на паузу на моменте, в котором Шурик выходит из библиотеки, то на расписании работы заведения, висящем на двери, будет видно, что библиотека открывается как раз в три часа ночи.
Но меня в фильмах с участием Шурика всегда интересовали не часы работы библиотеки, а нечто глобальное. К примеру, имеется ли связь между всеми фильмами? Первый фильм с Шуриком, "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" - набор из трех новелл про студента политехнического института, который усмиряет великовозрастного хулигана на стройке, сдает экзамены, влюбляется в девушку Лиду и разрушает криминальные планы Труса, Балбеса и Бывалого.
Второй фильм, "Кавказская пленница", уже полноценная картина о путешествии Шурика в горы, о его этнографической экспедиции с целью изучения кавказского фольклора, мифов и легенд (но в основном, конечно, тостов). В этот раз герой влюбляется в девушку по имени Нина и спасает ее от похищения уже знакомой зрителю троицы.
Ну и третий фильм "Иван Васильевич меняет профессию". В нем герой повзрослел, перестал красить волосы в белый и вообще, это больше не студент Шурик, а инженер-изобретатель Александр Тимофеев, проектирующий у себя в квартире машину времени. В этот раз у него новая любовь, уже полноценная супруга - киноактриса Зина, сыгранная Натальей Селезневой, исполнявшей роль Лиды в первом фильме.
Наверное также стоит упомянуть успешный запуск машины времени, перемещение в XVI век и встречу с Иваном Грозным, но по сюжету фильма это был всего лишь сон Шурика, так что не будем вдаваться в подробности. С другой стороны, фильм был снят по мотивам пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова "Иван Васильевич", где происходящее не было сном. Вместо Шурика у Булгакова был Николай, а действие происходило в Москве тридцатых годов.
Итак, мы имеем три фильма про Шурика, в каждом из которых у него три разные девушки. В этом, разумеется, ничего такого, люди встречаются и расстаются в конце концов. Однако, вместе с девушками меняются и социальные роли Шурика: сперва это студент-технарь, затем фольклорист и , наконец, ученый-инженер. Конечно, нет причин, почему бы он не мог побывать в шкуре каждого, но это было бы слишком простым объяснением. Итак, время жутких теорий.
Трус, Балбес и Бывалый весьма непростые персонажи, первое появление которых состоялось в фильме "Пес Барбос и необычный кросс", в котором они с помощью динамита пытались наловить побольше рыбы, но в итоге сами стали жертвой взрыва, разделившего из жизни на "до" и "после".
В следующем фильме, "Самогонщики", горе браконьеры, чудом пережившие взрыв снова здоровы и готовы к новым злоключениям. Однако, они замечают за собой некоторые странности. Трус получает способность перемещаться в пространстве, Бывалый обнаруживает в себе нечеловеческую силу, а Балбес и вовсе проходит сквозь дерево, словно призрак.
На самом деле все трое трагически погибли во время взрыва в предыдущем фильме. На это нам недвусмысленно намекает играющий на фоне похоронный марш. Однако музыкальное сопровождение плавно перетекает в беззаботную, веселую мелодию, словно ничего не произошло. Должно было случиться чудо, чтобы наша троица пережила взрыв такой мощности, да еще и обрели паранормальные способности. И чудо произошло. Сделка с дьяволом - душа в обмен на вечную жизнь.
Троица переродилась, но отныне обязана навеки быть в руках тьмы. Посудите сами - во всех своих последующих появлениях они исполняют чужую волю. Кража со взломом, похищение человека. Даже в образе разбойников из мультфильма "Бременские музыканты" Трус, Балбес и Бывалый прислуживают воплощению зла - Атаманше. Отныне они существуют вне времени и пространства с одной лишь задачей - служить тьме.
А теперь возвращаемся к Шурику. Демоническая троица сталкивается с нашим любимым очкариком почти во всех фильмах с его участием (кроме "Ивана Васильевича..."). И эти встречи не случайны. Их реальная миссия - повлиять на создание машины времени. Но причем здесь вообще машина времени и зачем она самому Шурику?
В фильме "Кавказская пленница" Шурик отправляется далеко в горы в образе фольклориста в попытках отречься от своего прошлого. Любая деятельность, связанная с его профессией инженера заставляет вспоминать о политехе, студенчестве и, конечно, о своей первой любви, Лиде. Это приносит герои одни лишь страдания.
Но вот Шурик встречает свою новую любовь, Нину. И новые приключения, которые совместно переживают герои, сближает их. Казалось бы, вот он, подарок судьбы! Но прошлое не отпускает Шурика, никто не способен занять место Лиды в его сердце. Но где же сама Лида? Изучив поведение Шурика, его пьянство и неспособность начать новые отношения, можно сделать вывод, что Лида умерла.
Проходят годы. Жизнь Шурика совсем теряет цвета и становится серой (о чем говорит черно-белый формат фильма "Иван Васильевич меняет профессию"). Он снова занимается инженерным делом по своей изначальной специальности и находит себе жену Зину, как две капли воды похожую на Лиду. Но это не она. В конце концов Шурик загорается идеей построить машину времени и вернуть свою единственную возлюбленную.
Ну и закрутил, скажете вы? А что вы думаете по поводу общего сюжета в фильмах про Шурика? Существует ли таковой или же все фильмы никак между собой не связаны?