Найти в Дзене
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Листок в клетку

Автор: Наталья Винярская

В августе 2020 года я возвращалась из отпуска. В купе поезда Новороссийск-Москва нас было трое: я и женщина с мальчиком лет десяти. За чаем мы с ней разговорились. Они тоже отдыхали в Геленджике, так что было о чём побеседовать. Вместе порадовались, что Геленджик с каждым годом хорошеет, и огорчились по поводу неработающего цветомузыкального фонтана – главной достопримечательности города.

С самого начала я гадала, сколько же лет моей попутчице, назвалась она Анной. Было какое-то болезненное несоответствие между ухоженной моложавой внешностью и усталыми, измученными глазами. Приглядевшись, можно было заметить слегка проглядывавшую по всей голове седину.

Мальчик всё время молчал, читая книгу.

– Мама, можно мне выйти? – спросил он через некоторое время.

Меня удивило не только обращение «мама» – уж очень женщина была похожа на бабушку, – но и её реакция на безобидный вопрос ребёнка. Она почему-то заволновалась и ответила:

– Только быстро, Саня, и дверь купе не закрывай!

Пока он не вернулся, женщина явно не находила себе места. Мальчик снова уткнулся в книгу, женщина заметно успокоилась, но беседа наша после этого как-то не клеилась. Анну что-то беспокоило, я чувствовала, что она испытывает потребность в каком-то важном для неё разговоре. Я помалкивала, я не была уверена, что хочу услышать чужую душераздирающую историю.

Анна несколько раз испытующе взглянула на меня, прежде чем начать свой рассказ, и всё-таки заговорила, следя за моей реакцией, готовая в любой момент замолчать.

– Вы не впервые в Геленджике и наверняка не раз видели дольмены, возможно даже деревню дольменов в долине реки Пшада… Моя тётка, у которой я всегда останавливаюсь, многие годы работала экскурсоводом. Каких только легенд я не слышала об этих «каменных столах»! Воспринимала, как сказку, пока не почувствовала их воздействие. Однажды сильно болела голова, а я на юг приехала ненадолго, и не хотелось из-за этого отменять экскурсию. И, представляете, головная боль возле дольмена прошла! А позже я поняла, что, побывав летом у дольменов, зимой обхожусь без простуд. И я решила свозить туда Саньку… Хотелось, как лучше, здоровье-то у него с рождения слабое…

– И Санька мой… там …пропал, – с трудом произнесла она. – Вот только что с ребятами лазил по дольменам, я слышала его голос, и… нет его… нигде… Я чуть с ума не сошла, бегала, кричала… Заглянула в каждый дольмен, осмотрела все развалины… вдруг упал, о камень ударился, сознание потерял… Десятки людей помогали искать… Обошли весь лес вокруг… Уже в сумерках, с фонариками… Как я это пережила, не представляю…

Анна рассказывала, и было видно, что она заново проживает страшные события того дня, испытывает те же ужас и беспомощность, что и тогда.

– Как он мог исчезнуть? Среди бела дня, во время игры с мальчишками?.. Подключилась полиция, решили, что его похитили, объявили всероссийский розыск… И всё напрасно… Девять лет прошло. Девять! Но я верила, что он жив, что он найдётся…Сохранила все его вещи до последней мелочи… И меня почему-то тянуло туда, где я в последний раз Саньку видела… Я бы даже там поселилась, но муж перенёс инфаркт, я не могла его одного в Москве оставить.

– И вот, представляете, несколько дней назад стою у дольмена, говорю себе: «Ох, Санька, Санька, ну куда же ты делся?» И вдруг… вылезает мой Санька из дольмена и говорит:

– Я здесь, ма, я нечаянно задремал… А где все? Мы на автобус не опоздаем?.. Ой, как я футболку испачкал в этом дольмене!

Женщина всхлипнула, схватила полотенце и выскочила из купе.

Я смотрела на мальчишку. Ему всего-то лет 10-11. Как могло 9 лет пройти?! Зачем она мне морочит голову? И сама ведь искренне страдает. Мальчишка заметил, что я его разглядываю, и отложил книгу:

– Да не слушайте вы маму! Я просто спрятался от мальчишек внутри дольмена, притаился, а она за это время напридумывала ужасов и сейчас… какая-то странная…

Анна вернулась, и мальчик опять принялся читать. Вскоре мы легли спать, но мысли о дольменах не давали уснуть. Хотя рассказ Анны мне показался её больной фантазией, но дольмены в самом деле сооружения загадочные. Они разбросаны по всему миру и почему-то схожи по внешнему виду, хотя во времена их создания у каждого народа на Земле была своя культура. Даже назначение дольменов неясно, чаще говорят, что это «место силы», что все дольмены энергетически связаны между собой. Известно, что возле дольменов иногда перестают работать сотовые телефоны, что домашние животные боятся находиться внутри дольмена. В общем, много чего говорят, я лично возле них никогда не ощущала ничего необычного, и слова мальчика мне казались более похожими на истину.

Под утро мне приснилось, будто стоим мы с моей попутчицей на набережной, возле работающего цветомузыкального фонтана, звучит «Геленджикский вальс», и вдруг… из фонтана выныривает Санька и говорит: «Ой, ма, я нечаянно футболку намочил!» …

К Москве мы подъехали в конце дня. Всю дорогу болтали, пили чай, выходили прогуляться на больших остановках, даже в «подкидного» играли. Санька играть в карты отказался:

– Лето кончается, а знаете, сколько ещё читать осталось!

У него был полный рюкзак книг и листок в клеточку, на котором он отмечал прочитанное. Достав очередную книгу, Санька удивлённо воскликнул:

– Ого, Пушкин-то, оказывается, не только стихи писал!

Мы с Анной переглянулись, улыбнувшись: хорошо хоть читает, а сколько в теперешнее время и детей, и взрослых, которые книгу и в руки-то не берут!

Вчерашней темы мы не касались. Возможно, Анна поняла, что я ей не поверила, или вообще пожалела, что свои переживания выложила чужому человеку.

Вещи перед подъездом к Москве мы уложили заранее, только Санька всё возился с рюкзаком. Я «гоняла шарики» на планшете и слышала их пререкания:

– Мам, ну положи к себе хоть пару книжек, не умещаются.

– Складывай аккуратно! Будешь засовывать как попало, конечно не уместятся. Давай быстрее! Почти приехали. Папа только что звонил с вокзала: уже номер платформы объявили.

Когда поезд остановился, мама с сыном, попрощавшись, первыми вышли из купе. Я чуть замешкалась, пока взяла сумки, оглядела купе, не забыла ли чего, и вдруг заметила на полу листок в клетку. Бросилась в глаза строчка: А.С.Пушкин. «Дубровский».

Ну вот, Санька свой список книг потерял! Я выскочила в коридор, но из соседнего купе выползала, заполняя весь проход, большая семья с детьми и чемоданами. Мне было видно, как мои попутчики подошли к встречавшему их пожилому мужчине с палочкой. «Ничего, успею догнать», – решила я, но пока выбралась из вагона, их уже не было. Догнать их на пути к метро мне так и не удалось. Бедный Санька! Вот не повезло, наверняка что-нибудь забудет прочитать! Я машинально развернула листок. Сверху было написано: «Список книг на лето 2011 года» …

Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.