Найти в Дзене

Ученые внедряют людям ложные воспоминания, а затем меняют их

Исследователи продемонстрировали, насколько легко обмануть разум и заставить вспомнить то, чего не происходило. Они также использовали два очень простых метода, чтобы обратить вспять эти ложные воспоминания, что открывает путь к более глубокому пониманию того, как работает память.

Человеческая память далека от совершенства

Исследователи продемонстрировали, насколько легко обмануть разум и заставить вспомнить то, чего не происходило. Они также использовали два очень простых метода, чтобы обратить вспять эти ложные воспоминания, что открывает путь к более глубокому пониманию того, как работает память.

Наш мозг далек от идеально функционирующих регистраторов событий нашей жизни.

Система человеческой памяти подвержена ошибкам и податлива настолько, что ложные воспоминания – это не редкость. Сбои в запоминании могут привести к более широким социальным последствиям, особенно в юридической и судебной сферах.

Но теперь, впервые в истории, у ученых есть доказательства того, что они могут обратить вспять ложные воспоминания, и это подтверждает исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Точно так же, как вы можете заставить кого-то поверить в ложные воспоминания, вы также можете обратить их, давая другое кадрирование», - ведущий исследователь, Эйлин Оберст, руководитель Департамента медиапсихологии в Университете Хагена,
«Это интересно, даже страшно».

Краткосрочная память позволяет нам помнить данный момент времени, в то время как долговременная память помогает собрать воедино нашу идентичность, среди прочего, благодаря воспоминаниям о нашем прошлом опыте.

Тем не менее, чем дальше мы идем назад, тем более мутными становятся наши воспоминания. Например, когда вы вспоминаете свое детство, вы реконструируете свое прошлое, в то же время находясь под влиянием текущих обстоятельств сегодняшнего дня: кто спрашивает, зачем и как, объяснила Оберст.

«По мере развития направления исследований памяти стало предельно ясно, что наши воспоминания - это не «записи» прошлого, которые можно воспроизвести, а, скорее, реконструкции, более близкие к воображаемым, основанным на семенах истинного опыта», - сказал Кристофер Мадан, исследователь памяти из Ноттингемского университета, не участвовавший в новом исследовании.

«Когда люди описывают воспоминания, они говорят, что они «абсолютно уверены» в этом. Но эта уверенность может быть иллюзией. Мы страдаем иллюзией веры в то, что наши воспоминания точны и чисты», - сказала Лиза Сон, профессор психологии Колумбийского университета.
«И это несмотря на то, что мы, по сути, все время всё забываем».

Действительно, наш разум способен создавать воспоминания о целых событиях, просто собирая воедино кусочки историй, фотографий и анекдотов, которыми кто-то поделился.

Эти так называемые ложные воспоминания уже какое-то время являются горячей темой для исследований, и, согласно проведенному в 2016 году анализу в этой области, появляется все больше свидетельств того, что они могут быть широко распространенным явлением.

Основываясь на этом, лаборатория Оберст недавно имплантировала ложные воспоминания 52 людям с помощью суггестивных методов собеседования.

Во-первых, они попросили родителей участников в частном порядке ответить на вопросы анкеты и придумать некоторые реальные детские воспоминания и два правдоподобных, но фальшивых - все негативного характера, например, как их питомец умер, или момент, когда они потеряли свою игрушку.

Затем исследователи попросили участников подробно вспомнить эти выдуманные события, включая подробности того, что произошло.

Например:

«Ваши родители сказали нам, что когда вам было 12 лет, когда вы отдыхали в Италии с семьей, вы заблудились. Не могли бы вы рассказать мне об этом поподробнее?»

Испытуемые встречались со своим интервьюером трижды, раз в две недели, и к третьему сеансу большинство участников поверили, что эти ложные воспоминания были правдой, и более половины (56%) развили и вспомнили настоящие ложные воспоминания - значительно больший процент, чем в большинстве исследований в этой области.

Эти результаты показывают глубину ложной памяти и смыкаются с предыдущими исследованиями в этой области, по словам Роберта Нэша, психолога в Aston University ,который не участвовал в исследовании.

«Например тот факт, что некоторые из ложных воспоминаний возникли почти сразу, даже в первом интервью, тот факт, что их богатство и частота увеличивались с каждым последующим интервью, а также тот факт, что большинство суггестивных техник приводило к гораздо более высоким уровням ложных воспоминаний и вере в них», - сказал Нэш.

По словам Генри Отгаара, исследователя ложной памяти из Маастрихтского университета, который был рецензентом этого исследования, наблюдается рост числа людей, которые думают, что сложно насаждать ложные воспоминания.

Эта работа важна в том смысле, что она показывает относительную легкость, с какой люди могут формировать такие ложные воспоминания, сказал он.

«На самом деле, то, что мы видим в лабораторных экспериментах, весьма вероятно, является недооценкой того, что мы видим в реальных случаях, когда, например, полицейский или терапевт копается в воспоминаниях людей, у которых, предположительно, провалы в памяти в течение нескольких недель, в течение нескольких месяцев, что весьма наводит на размышления», - сказал он, предположив, что именно так и происходит в некоторых случаях ложных признаний.

Исследователи в какой-то степени уже знали, как легко обмануть нашу память. Но исследование Оберст является новаторским, поскольку предполагает, что эти ложные воспоминания так же легко повернуть вспять. И зная документальную правду о том, что на самом деле произошло, даже не нужно возвращать фальшивые воспоминания.

В ходе эксперимента Оберст попросила другого интервьюера определить, может ли какое-либо из их воспоминаний быть ложным, просто подумав о них критически.

Ученые использовали два метода «сенсибилизации»:

Первый - сенсибилизация источника, когда они просили участников вспомнить точный источник воспоминаний (что заставляет вас вспомнить это; какое конкретное воспоминание?).

И второй - сенсибилизация ложной памяти, когда испытуемым объясняли, что иногда их заставляют вспомнить что-то, что может вызвать ложные воспоминания.

«И это сработало! - сказала Оберст, добавив, что, конечно, не всех участников убедили в том, что их память была ложной.

В частности, со стратегией сенсибилизации ложных воспоминаний участники, казалось, вернули себе доверие к своему первоначальному инстинктивному ощущению того, что они делали и помнили, как будто они получили возможность больше доверять своим воспоминаниям.

«Я не припоминаю этого, и, возможно, это не моя вина, может быть, на самом деле мои родители что-то придумали или они ошибались», - сказала Оберст, имитируя мысли участников.
«По сути, это другое решение той же загадки».
Согласно словам Оберст, метод имплантации ложных воспоминаний тот же, что и для их обращения, «только под другим углом, под противоположным углом».

Воспоминания не исчезли полностью для всех; От 15% до 25% участников все еще считали, что их ложные воспоминания реальны, и это примерно столько же людей, которые приняли ложные воспоминания сразу после первого интервью. Год спустя, 74% всех участников до сих пор признаются, что не могут отличить ложные воспоминания от настоящих.

«До сих пор у нас не было способа отвергнуть или обратить вспять формирование ложной памяти», - сказал Отгаара, опубликовавший более 100 исследований ложной памяти.
«Но это очень просто, и при такой простой манипуляции это уже может привести к довольно сильным эффектам. Это действительно интересно».

Исследователи также предлагают переосмыслить представление о ложных воспоминаниях с точки зрения «ложных воспоминаний», действий, определяемых информацией и контекстом, а не «ложными воспоминаниями», как если бы они были стабильными файлами в компьютере.

«Я думаю, это особенно важно, поскольку запоминание всегда контекстно. Не менее полезно для нас, вместо того, чтобы думать о том есть или нету у людей «ложной памяти», думать об обстоятельствах, в которых люди более или менее уверенны в том, что они помнят», - сказал Нэш.

Хотя вспоминание о том, действительно ли вы заблудились в Италии в подростковом возрасте, может не иметь большого значения, не все воспоминания останутся только вашими.

Например, в условиях судебно-медицинской экспертизы система рисования часто опирается на воспоминания очевидцев, а иногда люди ошибочно запоминают события или детали, что потенциально может привести к ошибочному приговору.

Подобные случаи имеют место во время клинической психологической терапии, когда терапевт может попытаться вызвать так называемую подавленную память, которая, по словам Оберста, на самом деле гораздо менее распространена, чем предполагают многие терапевты. Вместо этого терапевт может в конечном итоге внедрить ложное воспоминание в сознание своего пациента.

Мадан отметил, что необходимо проявлять осторожность в отношении обобщения этого исследования на повседневную жизнь; это пока всего лишь лабораторный эксперимент.

По словам Нэша, до сих пор мало понимания того, насколько эффективными могут быть эти методы для «обращения вспять» ложных воспоминаний, в которые человек верил очень долгое время, а не только пару недель.

Но вывод заключается в том, что «каждое воспоминание - это метапамять или интерпретация прошлого времени, которое может быть загрязнено или очищено внушениями из социальной среды», - сказал он, - «и простое осознание этого факта является ключевым моментом".

Таким образом, хотя исследование Оберст может оставить вас в некотором кризисе идентичности, на самом деле оно вселяет некоторую надежду.

«Наше исследование добавляет некоторые оптимистические намеки», - сказала Оберст.
« Может быть, еще не все потеряно. После того, как вы пройдете наводящее собеседование, возможно, еще можно будет узнать какую-то настоящую правду, даже если на нее было оказано какое-то ложное влияние».