Найти в Дзене
"Из рук в руки"

Что делать, если новая работа вам не подходит?

Оглавление

https://blog.irr.ru/view/chto_delat_esli_novaya_rabota_vam_ne_podhodit

Новая работа – как любовь с первого взгляда. Поначалу от перспектив кружит голову, но чуть позже, когда первая эйфория проходит, может оказаться, что вы «не сошлись характерами». Вот буквально еще вчера жизнь казалась просто замечательной: более высокая должность, масштабные проекты, достойная зарплата, харизматичный начальник и симпатичные коллеги. А сегодня, выйдя на работу, вы вдруг почувствовали, что что-то не так.

«Дискомфорт в первое время на новом рабочем месте вовсе не означает, что данная работа не подходит. Любые перемены – это всегда стресс. И не так уж важно, какие именно чувства вы испытываете в данный момент: радостное воодушевление от открывающихся перед вами перспектив или страх перемен. Важно, что попав в непривычную обстановку, в  новые условия, в незнакомый коллектив, вы вышли из зоны комфорта. И теперь вам потребуется определенное время на адаптацию. Какое именно – зависит от особенностей вашего характера, поэтому не стоит ориентироваться на других людей. Одни легко вливаются в любую команду, быстро осваивают новые обязанности и уже через пару дней чувствуют себя на новой работе, как рыба в воде. Другим потребуется на это несколько недель или даже месяцев. И то, и другое – нормально», - уверена наш эксперт, бизнес-психолог Екатерина Грачева.

ВТОРОЙ ВЗГЛЯД

Half-day Tony  - так в английском языке называют людей, которые увольняются в первый же рабочий день. Иногда поводы для этого бывают более чем весомыми. Среди наиболее частых причин, побуждающих новичков  «уйти на обед и не вернуться», можно выделить следующие:

- Сотрудник в это день получил неожиданное предложение от компании своей мечты, или же его  бывший работодатель с опозданием сделал более выгодное контрпредложение.

- Во время собеседования соискателю предложили работу с определенными людьми: шефом, наставником, командой. Но из-за штатных перестановок новичка определили в другое структурное подразделение.

- Выйдя на новую работу, человек понимает, что круг его обязанностей существенно отличается от того, о чем шла речь на собеседовании.

- Новичок понимает, что его не устраивают темпы, объёмы, сроки или стандарты работы в данной компании.

- Во время собеседования соискатель не смог оценить атмосферу внутри компании, но в первый же день понял, что его не устраивают корпоративные ценности, принятая между новыми коллегами манера общения или же стиль руководства.

Однако бывают и гораздо более экзотические причины, вынуждающие новичков бежать без оглядки. «В моей практике встречались совершенно невероятные ситуации. Одна дама уволилась из-за того, что коллега при ней выругался матом – не на нее, просто вслух. И никто не сделал ему замечания. Еще один молодой человек сбежал, потому что от  дамы за соседним столом «невыносимо пахло какими-то резкими духами». Несколько раз я сталкивалась с тем, что люди, привыкшие к работе в небольших кабинетах, не выдерживали шума и суеты open space. Достаточно много людей сбегает из-за некомфортного рабочего места – кому-то не нравится дующий прямо на них кондиционер, кому-то не хватает естественного освещения, а кому-то, наоборот, солнце светит прямо в глаза», - рассказывает Екатерина Грачева.

Однако даже в этом случае не стоит уходить по-английски, не попрощавшись. Да, вы тут никого не знаете, и, по-хорошему, никому ничего не должны. Но все же, сбежать без предупреждения в первый рабочий день – это признак психологической незрелости. Так ведут себя дети, а не взрослые профессионалы. К тому же, не вернувшись с обеда, вы можете попросту напугать своего руководителя: а вдруг с вами что-то случилось? И неужели их компания настолько плоха, что люди буквально сбегают из офиса?

Для того, чтобы у вашего несостоявшегося работодателя осталось о вас хорошее впечатление, лучше подойти к нему и честно рассказать, что эта работа вам не подходит, и вы вынуждены уйти. Честно расскажите, в чем проблема, чтобы люди не ломали голову, думая о том, чем же они вас обидели. Выглядеть это должно приблизительно так: «Мне было бы очень интересно работать над этим проектом, но я понял, что новые коллеги мне совершенно не близки. У меня вряд ли получится с ним сработаться и эффективно выполнять совместные задачи. Поэтому я полагаю, что будет честно сразу уйти, чтобы не тратить ваши деньги и мое время».

Мир тесен, и никто не знает, в какой момент вам придется столкнуться с этими людьми. Возможно, вы встретите кого-то из ваших несостоявшихся коллег на другой работе, или эта компания в будущем станет вашим клиентом. Поэтому надо постараться оставить о себе самые благоприятные впечатления.

НЕ СПЕШИТЕ РУБИТЬ С ПЛЕЧА

Если же явных поводов для недовольства у вас нет, но, тем не менее, возникло стойкое желание сбежать, сдержите этот порыв. Возможно, так и в самом деле придется сделать, но чуть позже. А для начала попробуйте разобраться в себе и спасти ситуацию. В первый рабочий день обойдите весь офис и присмотритесь ко всему, что может вам пригодиться. Вплоть до мелочей: где находятся куллер с водой и туалет, какой стиль одежды предпочитают ваши новые коллеги, как ваш шеф и шеф вашего шефа ведут себя с подчиненными, и что раздражает их больше всего.

Постарайтесь понять, что именно вам не нравится. Если вы опасаетесь, что не справитесь с работой и разочаруете новых коллег и руководство – успокойтесь. Никто не ждет от вас трудовых рекордов в первые дни на новом месте. В конце концов, испытательный срок нужен не только для того, чтобы работодатель оценил вас, но и для того, чтобы вы сами поняли – насколько вам интересно и комфортно на новой работе. Поэтому не корите себя за медлительность и дайте себя время спокойно освоиться и войти в курс дела.

Если вы некомфортно чувствуете себя в новом коллективе – наберитесь терпения и постарайтесь сблизиться с коллегами. По возможности сходите пообедать с кем-то из новых коллег, чтобы ненавязчиво расспросить их о системе взаимоотношений внутри коллектива. Обязательно узнайте, есть ли здесь какие-либо традиции для новичков – например, накрывать «поляну» в первый рабочий день или с первой зарплаты. Если в компании это принято, не пренебрегайте этим обычаем, даже если он вам и не по душе.

Поговорите с вашим руководителем, расспросите его: что он от вас ждет, и по какому принципу будет оценивать вашу эффективность. Обязательно уточните, к кому можно обратиться за помощью в непредвиденных ситуациях

«Сосредоточьтесь на позитивных моментах. Составьте для себя список всего того, что вам нравится в новой работе. Ведь почему-то же вы отправили резюме в эту компанию! Перечислите все, чего вы можете достичь на новом месте. Вспомните все, что данная компания реально может вам дать. Постарайтесь вновь ощутить азарт и предвкушение нового, важного и непременно успешного этапа вашей карьеры. И даже если работа оказалась не такой интересной, как вам казалось, попробуйте сфокусироваться на хорошем. Возможно, приятный дружный коллектив поможет вам смириться с неудобством open space, гибкий график компенсирует долгую дорогу до работы, а возможность пройти обучение за счет компании перевесит не слишком интересные рабочие задачи», - рекомендует наш эксперт.

Одна из распространенных психологических ошибок – постоянно сравнивать новую работу со старой. Кажется, что и стул там был удобнее, и туалет ближе, и лифт ездил быстрее. Это вполне объяснимо, особенно если на прежнем место вы проработали очень долго: там, в оставшейся в прошлом зоне комфорта, вы были хорошо знакомы со всеми коллегами, отлично сработались с шефом, прекрасно разбирались во всех процессах компании и уже давно могли выполнять свою работу в закрытыми глазами. «Это очень классно, что вы сохранили такие теплые воспоминания о старом месте. Но вам пора двигаться дальше, и сейчас излишняя романтизация вашей прошлой работы будет тянуть вас назад. Не цепляйтесь за них и не сравнивайте новую работу со старой. Оставьте прошлое в прошлом», - советует психолог.

УХОДИТЕ, ПОГОВОРИВ

Если, несмотря на все плюсы нового места, вы все же чувствуете дискомфорт, обозначьте себе четкое время принятия решения «остаться или уйти». Используйте это время для привыкания, освоения специфики новой работы и установления связей с шефом, коллегами, партнерами и клиентами.

Важно понимать, что ни одна работа не может быть идеальной. Даже в самой лучшей компании неизбежно будут возникать ситуации, которые вам не понравятся. И тут важно понять, можно ли исправить эту ситуацию, смириться с ней – или не ни поправить, не изменить что-то вы не в состоянии. Есть вещи, которые от нас вообще не зависят. Если ваш коллектив напоминает серпентарий, а шеф привык швыряться в подчиненных тяжелыми предметами, глупо надеяться, что ситуация изменится к лучшему.

Если к концу намеченного вами срока дискомфорт сохраняется, и даже усиливается – значит, на этапе принятия решения о трудоустройстве была допущена ошибка. И пора задуматься об уходе.

Однако, какие бы отношения с руководством у вас не сложились, обязательно нужно соблюсти правило: «уходите, поговорив».  Не бойтесь этого разговора – это всего-навсего вежливая формальность. Как только он закончится, вы разойдётесь, как в море корабли. Но расходиться нужно вежливо и порядочно.

Дайте шефу честную, но корректную обратную связь. Расскажите о том, что именно побудило вас принять такое решение. Вы неправильно поняли свои обязанности, не готовы к ненормированному рабочему дню, не нашли общий язык с коллегами, вам не интересен проект…

При этом будьте вежливы. Даже если вы уходите из-за личного конфликта с руководителем или коллегами, удержитесь от скандала и упражнений в сарказме. Сегодня информация распространяется очень быстро, и хамское поведение, некорректный разрыв отношений, невыполненные обязательства могут серьезно ударить по вашей репутации.

Лучше поблагодарите всех, с кем вам пришлось работать, за их помощь и потраченное на вас время. Ведь hr-менеджеры из разных компаний, особенно в одной отрасли, часто общаются друг с другом, и вам выгодно оставить о себе приятное впечатление.