Дорогие друзья читатели и подписчики, рад вас приветствовать на нашей Дзен страничке Фонда Криптосфера.
Мы продолжаем читать и изучать свидетельские показания из Информационных Материалов №9 которые представлены на страницах сайта Аламас.ру редактируемого Акоевым Н.Н.
Таджикистан.
№556.
Сообщение Лаина Ю_____, учителя русского языка, и Шарифа В_____. Посёлок Такоб.
«В начале столетия на вершине горы Чиль-Духтарон местные жители часто встречали двух диких людей. Однажды чабан прогнал одного из них, и тот, сорвавшись со скалы, упал и разбился. Рассказчик показал, где это произошло. На северном склоне. После этого долго видели только одного».
Записали В.Ю. М_____, М.М. Д_____ в посёлке Такоб, Июнь 1980 г.
№557.
Сообщение Лаина Ю_____.
«8–10 июля 1976 г. я с сыном Додхудо 14 лет косил траву в местечке выше Куруми-Мулобаши, что на горе Чиль-Дутарон. Часов в 6–7 вечера, окончив косить, я слышал крики со скал, возвышающихся над нами. Они не были похожи на какие-либо издаваемые животными, очень напоминали крики человека, только непонятные, вроде разговора немого. Судя по интонации, они выражали возмущение. Я не придал значения этим крикам. Мы поужинали и улеглись спать. Сын быстро уснул, а я сидел до часу, курил сигарету. Ночь была лунная и местность хорошо просматривалась. Потом я заснул и проснулся оттого, что меня разбудил сын: «Кто-то идёт к нам». Чтобы успокоить его, я ответил ему, что это шуршит сухая трава, а сам взял ружьё 5,6 мм и, вложив патрон в него, направил ружьё в сторону шагов.
В 50 м от себя я увидел на тропе двух больших, как мне показалось, около 3 м ростом чёрных людей. Они вроде переговаривались. Голос был такой, как и вечером на скалах. Я приподнялся на локте, чтобы меня увидели. Они остановились, и стали подражать голосам разных зверей: кошке, собаке и другое. Решив, что они хотят меня обмануть, я крикнул, что их знаю и выстрелил в их сторону. Один из них громко закричал и они убежали. Я всю ночь не спал, но они больше не приходили. Утром я осмотрел место, где они находились, и увидел следы намного длиннее человеческих. Крови видно не было».
Записал М.М. Д______.
№558.
Сообщение Зульфикара У______, ветерана войны, управляющего участком совхоза им. Хасана, Ленинского района, пос. Такоб.
«8–10 июля 1976 г. я с детьми находился на сенокосе в районе горы Чиль-Духтарон, примерно на середине склона. О случае, происшедшем с учителем за день до этого, я знал. К тому же мой отец и другие старики рассказывали, что якобы в горах Чиль-Духтарон жили такие люди и там надо быть во время ночёвок осторожным. Привязав ишака рядом и уложив детей спать за каменной оградой, я тоже лёг. Часа в 4 ночи со стороны горы послышался сильный грохот, но не землетрясение, а как будто идёт кто-то тяжелый или катится большой камень. Осёл порвал верёвку и прижался ко мне. Я раздул костёр и стал бросать в темноту горящие палки, отпугивая невидимое. Так прошла вся ночь, и до утра вокруг лагеря продолжался сильный грохот. С тех пор я там не ночую». Появление диких людей во время сенокоса старики объяснили тем, что в 1976 г. было очень сухое лето и верхние источники пересохли. А люди располагались на ночлег возле тропы, ведущей к роднику, и мешали животным.
Записал М.М. Д_____.
№559.
28 июля 1980 г. группа в составе В. Ю. Макарова, М.М. Д_____ и А.А. А_____ ночевала на склоне горы Чиль-Духтарон. Во время ночного дежурства внимание наблюдателя было направлено вверх по склону и ничего замечено не было. Но утром, на тропе метрах в 150 ниже, были обнаружены следы, напоминающие человеческие. Размер 33 х 14,5 см. Наблюдения в следующую ночь в районе родника ничего не дали.
№560.
Сообщение И.Ф. Тацла, 54 лет, гор. Киев.
«Наша экспедиция работала летом 1980 г. на Гиссарском хребте в ущелье реки Сиама. Однажды я шёл по тропе, поворачивал на другую. Поднимался по склону и вверх по ущелью. Впереди виднелись какие-то кусты. Я был один. Меня что-то влекло к этим кустам, и я пошёл к ним. Приблизившись на несколько метров, увидел, что под кустом сидит, скорчившись, волосатая женщина и смотрит на меня. Я постоял, посмотрел и пошёл обратно, размышляя над тем, что произошло. Получалось. Что эта самая женщина и вызвала у меня необъяснимое желание, которое привело в это ущелье. На другой день я решил поставить контрольный опыт со свидетелем. Так как состав экспедиции был, в основном, молодёжный и мне не хотелось оказаться смешным в их глазах, то я решил пригласить в свидетели кого-нибудь постарше. Мой выбор остановился на женщине примерно моего возраста. Я рассказал ей, что со мной произошло накануне, и попросил сопровождать на некотором расстоянии с фотоаппаратом. В какой то момент меня снова охватило стремление отправиться в путь, и мы пошли. Я шел впереди, а моя спутница метрах в ста сзади. Мы снова пришли на то же самое место и снова в кустах я увидел сидящую волосатую фигуру. Я знаком показал на неё моей спутнице, но она ничего не видела. Я не решился потревожить волосатую женщину в кустах, и мы близко не подходили».
Записал В. Макаров на семинаре 1980 г. Примечание: И.Ф. Тацл претендует на экстрасенсорные ощущения. Редколлегия ответственности за его сообщения, а также представителей его группы не несёт.
Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 14.
К вышеприведённому Примечанию (очевидно В. Ю. Макарова) необходимо добавить следующее:
1. Для методов работы И.Ф. Тацла и всей его группы всегда была характерна склонность к мистике и фантазёрству.
2. Вышепредставленное сообщение является весьма ярким примером ненаучного подхода и, практически, не несёт никакой информации. И. Ф. Тацл якобы видел «волосатую женщину» зачем-то сидящую под кустом аж, два дня и заманивающую его для встречи (так у И. Ф. Тацла).
3. Нет абсолютно никаких деталей внешности, хотя «свидетель» видел объект два раза, с близкого расстояния и в продолжение некоторого времени.
4. Очень много ненужных деталей типа свернул туда, пошёл сюда.
5. Свидетель в контрольном опыте (которого выбрал сам И.Ф. Тацл) ничего не видел, в отличие от самого И. Ф. Тацла.
6. То, что И.Ф. Тацл, после первой встречи, ничего никому не рассказал о ней, также вызывает большие сомнения в реальности самого события.
7. В группе сложилась нездоровая обстановка ажиотажа, конкуренции и мистификации, все друг от друга всё скрывали подобно кладоискателям.
8. Я, лично, полагаю, что И.Ф. Тацл (умер в 1991 г. в Киеве) жил в мире иллюзий и делал подобные сообщения, искренне веря в них.
№561.
Сообщение Нины Г______, 18 лет, студентки из Ворошиловграда (группа И.Ф. Тацла).
«В 1980 г. наш лагерь стоял на берегу реки Сиама. На противоположном берегу мы устраивали следовую полосу, поскольку там каждую ночь появлялись новые следы. Мне захотелось провести ночь на том берегу. Буквально через 20 минут после того, как меня туда переправили, я, сидя на берегу, услышала стук камня о камень. Мы и раньше слышали в лагере такие звуки. Я встала. Всё стихло. Села, долго сидела, потом услышала какое-то нечленораздельное бормотание. Ночь была светлая, лунная, блики на воде. Я снова встала, потому что почувствовала, на меня кто-то смотрит. Метрах в 20 от меня, стоял человек. Очень высокий, около 2 м. Фигура массивная, почти квадратная. Очень короткая шея, сутулый, руки свободно свисали вдоль тела. Я пошла ему навстречу. Прошла метров 5. Запомнила блестящие глаза. Он смотрел пронзительно, но не зло. У меня была пищащая игрушка – птичка. Я нажала несколько раз на неё. Он повернулся и пошёл. Шёл по каменной осыпи очень красиво, ровно, плавно, как не каждый из нас пройдёт днём по асфальту».
Из «Комсомольской правды» от 17 мая 1981г, статья Яр. Голованова «Встреча с неандертальцем».
Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 15.
В этой известной истории очень много неясного и противоречивого. Так как сама Н. Гринёва после этой «встречи» находилась в состоянии сильнейшего психологического шока, не могла говорить и целый год лечилась, то нам на очередном смолинском семинаре в Дарвиновском музее (осенью 80-го года), где присутствовал и я, об этой истории докладывал сам И.Ф. Тацл.
Он изложил другую версию события, а именно:
1. Река Сиама в этом месте имела ширину около 30 м.
2. Горный характер течения даже днём не позволял переправиться на противоположный берег из-за бурного течения и камней.
3. Единственная переправа в виде подвесной дороги находилась в стороне, в нескольких сотнях метрах от лагеря группы И.Ф. Тацла.
4. Гринёву убедили (очевидно сам И.Ф. Тацл, ибо без его ведома в лагере никто ничего не делал, т.к. у него был авторитарный стиль руководства) чтобы она изображала приманку для «неандертальца».
5. Экзальтированная студентка 18 лет, в одном купальнике была переправлена с вечера на противоположный берег и оставлена там одна.
6. Реальной помощи, в случае острой необходимости, оказать ей никто в принципе не мог.
7. Что произошло на самом деле никому неизвестно, т.к. в лагере только несколько человек знали о приманке (это скрывалось от большинства). Когда поднялась тревога, и бросились ей на помощь (в том числе и случайно находившийся в лагере И.Д. Бурцев), то пришлось бежать вдоль русла Сиамы до переправы и обратно, по противоположной стороне реки к Н. Гринёвой. Гринёву нашли в невменяемом состоянии, зашедшей по колени в воду (что было чрезвычайно опасно ввиду темноты и бурного течения). Она была в шоке, не могла говорить и была доставлена до переправы и далее в лагерь.
8. И.Ф. Тацл везде излагал свою версию событий. Но на самом деле встреча могла быть только в воображении экзальтированной студентки, так как никто ничего не видел, следов на следующий день тоже не нашли, а темнота, шум воды и стук перекатывающихся по руслу реки камней могли подействовать соответствующим образом.
9. В последнее время Н. Гринёва дала несколько интервью и излагала эту историю в сглаженном виде, не упоминая многих деталей.
10. На семинаре выступление И.Ф. Тацла вызвало бурю возмущения, т.к. было совершенно ясно, что он рисковал жизнью человека, ради своих честолюбивых целей. Эта история вполне могла кончиться трагедией, т.к. ещё пара шагов в реку и Н. Гринёва погибла бы унесенная сильным течением. А если бы «неандерталец» был на самом деле, то он вполне мог бы её унести.
№562.
Сообщение Г.Г. С______, художника-графика изд. «Наука».
«Вчетвером мы решили остановиться на ночлег на берегу озера, под большим деревом. Залезли в спальные мешки и заснули. В 1 ч. 50 м. ночи мы проснулись одновременно с Димой С______, студентом Киевского Политехнического института. На расстоянии 10–13 м на большом камне в рассеянном ночном свете ясно просматривался силуэт мощной фигуры, сидящей в свободной позе. Существо было очень высокого роста, около 2 м 30 см. Волосы гладкие».
Из «Комсомольской правды», там же. Озеро – Пайрон.
№563.
Сообщение В.Ю. Макарова.
«26 сентября 1981 г. я вышел осмотреть тропу, идущую вдоль реки выше метеостанции. Дождей давно не было. Овец угнали вниз, и грунт тропы был плотно утрамбован, так что шансы обнаружить на ней какие-либо следы были ничтожны. Но впереди находилось несколько увлажненных и песчаных участков, и я надеялся. Что, может быть, там кто-нибудь прогулялся. Пройдя километров 6, я заметил в стороне от тропы, ближе к реке несколько небольших площадок, покрытых песчаными наносами, оставшимися от паводка. Подойдя к ближайшему, остановился в недоумении. Между двумя камнями странный след. Сначала показалось в нём что-то птичье, так как он имел 4 хорошо видных пальца. Но общие формы и пропорции были явно не птичьи. Неподалёку слабо отпечатался след другой ноги, но там пальцы были неразличимы. Длина отпечатка - 49 см, ширина – 19. Побежал в лагерь за гипсом. По дороге обнаружил фрагменты следов явно той же ноги, но по пути сюда не обратил на них внимания, так как в сознании не были заложены подобные размеры. После изготовления слепка была осмотрена тропа вперёд и назад. Всего было обнаружено 7 отпечатков, из них три на ковре из опавшей недавно, нетронутой листвы в полутора км ниже метеостанции. Длина шага 90 см. На тропе возле метеостанции были обнаружены на другой день не очень чёткие отпечатки размером около 55 см. Рядом примятый куст смородины, будто там прошёл бегемот».
Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 16.
1. Чрезвычайно важное сообщение, свидетельствующее о том, что крупные экземпляры (типа кавказского «мазыльха») встречаются и в горах Центральной Азии. Рост его, вероятно, достигал 3-х мет ров, а вес 400–500 кг.
2. Очень жаль, что и это сообщение страдает общим недостатком методологии - неконкретностью. Так нигде в тексте не сообщается, вдоль какой реки шёл автор сообщения (Сиама?), как называется метеостанция и где она расположена, где находился лагерь, что, при отсутствии карт, планов и схем, весьма затрудняет понимание деталей обстановки.
3. Этот случай ярко показывает, каких героических усилий стоит сбор информации о лешем. Автору пришлось пройти не менее 18–20 км по горам в один день, причём большую часть из них с гипсом.
№564.
Из письма Р. Мухтарова, г. Оренбург.
«В базовом лагере на Сиаме разместилась группа Е.В. Д______, а ниже в 250 м, стала моя группа: 4 человека из Оренбурга, одна девушка из Херсона и другая из Владивостока. Почти все дни были многолюдными. Помимо альпинистов и туристов было много «дикарей». Буквально по всему ущелью ходили толпы народа. Многие приходили к нам и спрашивали, где находятся люди из экспедиции, которая ищет снежного человека. Мы поставили палатки в 40-45 м одна от другой. В одной спали женщины, в другой мужчины. Несколько раз ночью женщины слышали стук камней и шорох. Этот шум распространялся возле их палатки.
Один раз ночью я услышал звук, похожий на блеяние овцы (бе-бе-бе), доносившийся со стороны речки. Но самое интересное наблюдение было, как ни странно, в последние дни пребывания на Сиаме. Вся группа вечером находилась в верхнем базовом лагере. Провожали людей, которые на день раньше спускались в Душанбе. Стояли и разговаривали Д______, Б______, К______ и я. Вдруг ко мне подходит Саша Л______ из моей группы и отзывает в сторону.
Произошло следующее: Начало темнеть. Похолодало. Саша пошёл вниз к лагерю взять куртку. Когда он перебрался по нами построенному мосту, его сильно напугал кот, бросившийся ему под ноги. Оправившись от испуга. Саша пошёл в сторону лагеря. Не доходя до него, он начал испытывать какое-то странное чувство тревоги и напряжённости. По мере того, как он приближался к первой палатке. Эти ощущения возрастали. Не дойдя до палатки, он услышал звон пустых консервных банок. Эти обожжённые банки лежали у нас в яме под камнем в щели. Саша остановился, затем начал осторожно подходить к палатке. Вдруг он увидел в 8-10 м силуэт, который удалялся среди камней и зарослей сухой травы в сторону кустарника, росшего возле ручья. На фоне кустарника фигура объекта всё ещё контрастировала. Она не отличалась большими размерами и напоминала по физическим данным человека среднего, а может быть, чуть ниже среднего роста. Равномерный шаг сопровождался треском сухой травы. Отчётливо было видно, что фигура двигалась на двух ногах. Просматривались при взмахах руки, а также голова. Фигура была с заметной сутулостью. Она исчезла в кустарнике примерно там, где девушки дважды слышали ночью шум и стук камней. Когда Л_____ (? – ред.) всё это рассказал Володе Б_______ из верхнего лагеря, он сказал, что у них произошло аналогичное (? – ред.) несколько дней назад. В. Б______, я и другие спустились в Лучоб (? – ред.)».
Сентябрь 1983 г.
№565.
Сообщение В. П_____, г. Оренбург.
«12 сентября вечером отмечали приход в лагерь двух альпинистов: Миши и его брата. Мы посидели где-то до 12 часов ночи. Пели песни, обменивались впечатлениями. Неожиданно земля под ногами стала ходить, и мы догадались, что это не взрывы на дальних карьерах, а землетрясение. Хотя толчки были всего 5-7 минут, нам стало как-то не по себе. После этого все разошлись. Я проводил группу Д______ в лагерь через речку, и вернулся к своим.
13 утром мы должны были спускаться с гор. Решили ночевать все в одной палатке, другую свернули. Я не поместился в палатке (спали поперёк) и лёг около входа. Мне дали пуховой спальник. Мы все вместе не спали около часа, болтали. Потом я как-то незаметно уснул. Проснулся оттого, что пошёл мелкий дождь, почувствовал на лице его холодные капли. Лежал с открытыми глазами минут 20–30. Вдруг услышал в кустах напротив, метрах в пяти звук, напоминающий блеяние овечки. Послышались шаги в кустах, а затем за палаткой. Я стал ждать, весь напрягся, хотя страха не было. Полежал немного в спальнике и решил выйти. Постоял в нескольких метрах от палатки, чтобы меня не было видно. Ничего не услышав, опять лёг в спальный мешок. Вдруг в кустах опять, как и в первый раз, раздалось блеяние. Я ощутил, что сзади меня кто-то есть. В следующие мгновение, я увидел силуэт человека, нагнувшегося над моей головой. Он был совершенно чёрным, ни глаз, ни лица я не увидел. Существо это беспрестанно бормотало, вроде: «вет….вет….вет». Я вытянул руки из мешка и наткнулся на его руки, они волосатые были по локоть, а ниже голые. Существо было сложено как обычный человек, голова продолговатая. Больше ничего не рассмотрел».
В. П______, 27 декабря 1983 г.
Комментарий издающего редактора Н.Н. Акоева № 17.
Здесь следует отметить несколько моментов, а именно:
1. Сообщения оренбуржцев (№ 564 и № 565) крайне многословны и перегружены несущественными деталями, что характерно и для многих других сообщений.
2. При всём многословии имеется масса недоговорок типа «на Сиаме». Для постороннего читателя остаётся совершенно неясным река ли это, гора, ущелье или иное урочище.
3. Полное отсутствие карт и схем не позволяет представить, где находился «базовый» или «верхний «лагерь» и т.д.
4. В этих сообщениях ярко представлена нездоровая обстановка сложившаяся к этому моменту в районе реки Сиамы и у находящегося рядом озера Пайрон. Безудержная газетная шумиха привела к тому, что в эти места устремились толпы любителей приключений, всякого неведомого и аномального и даже разного рода «учителей» и прочих сектантов.
Экспедиционными работами занимались единицы (вроде В.Ю. Макарова или И.Д. Бурцева), а основная масса дилетантов просто шлялась по ущелью и рассказывала друг другу всякие страшилки на вечерних тусовках у костров, а потом вздрагивала всю ночь от каждого шороха.
Наутро рассказывали друг другу о «ночных происшествиях». Так один участник такой «экспедиции» рассказал на семинаре, что когда они пришли в какое-то место и разбили лагерь, то кто-то стал бросать камни в их костёр. Они очень испугались, забились в палатку и, продрожав в ней всю ночь, утром ушли и разъехались по домам.
На мой вопрос: «А зачем они вообще туда поехали?» он не смог ответить.
5. Эта ситуация вызвала законное недовольство местных властей, опасавшихся несчастных случаев, конфликтов с чабанами, сплетен и прочих неожиданных «подарков».
6. Характерно, что эпизод, рассказанный В. П_____, был записан только через три месяца, в конце декабря, хотя произошёл в середине сентября, что ставит под сомнения некоторые детали, тем более что осталось неясным, чем закончилась встреча.
Далее идут показания людей из экспедиций записанные в Таджикистане. Почитаем их в следующих выпусках нашей странички.