Найти тему
Краюшкина. Поэзия. Живопись.

Снегурочка: фольклорные истоки образа

И. Глазунов (?). Из свободных источников
И. Глазунов (?). Из свободных источников

С сегодняшнего дня начинаю на своем канале новую рубрику. Посвящена она будет фольклорной живописи. Этот жанр связан с изображением фольклорных образов и сюжетов или этнографических сценок. Я не только покажу вам интересные полотна, а помогу прочитать их фольклорную и этнографическую основу.

В.М. Васнецов. Из свободных источников
В.М. Васнецов. Из свободных источников

Почему в русской традиции из снега всегда лепили человека? Не животное, не птицу, а именно человека? Лошадь, вернее, лошадиную голову вырубали на продольном брусе, эту деталь избы именовали коньком. Птиц делали из теста – так встречали весну, печенье называлось в честь первых весенних птиц – жаворонки.

А.П. Клопотовский. Из свободных источников
А.П. Клопотовский. Из свободных источников

А из снега в русской традиции лепили только человека. Скатают три шара, поставят один на другой, воткнут в средний шар палочки, в верхний – морковь и пару глаз-угольков над морковью – вот и снежный человек: снеговик или снежная баба. Да, кстати, на глаза надо обратить особое внимание. У снеговика они есть! А в традиционной культуре наличие или отсутствие глаз – маркер принадлежности нашему или иному миру. Есть глаза – персонаж принадлежит нашему миру, нет глаз, персонаж лишен зрения – иному. Поэтому чучелу Масленицы никогда и не делали глаз – она принадлежит иному миру.

К.А. Коровин. Из свободных источников
К.А. Коровин. Из свободных источников

С чем связана потребность лепить из снега именно человека? Вот я только сейчас об этом задумалась. Конечно, здесь стоит поискать фольклорные истоки. И кого мы вспоминаем? Правильно, Снегурочку! Снежное дитя! Если в реальности снеговик и снежная баба – взрослые люди, то почему в сказке вдруг возникает образ снежного ребенка? Все очень просто. Снегурочка относится к группе чудесных рукотворных детей, таких как Терешечка, выструганный из чурбачка, Мальчик-с-пальчик, возникший из отрезанного пальца, Глинышка, слепленный из глины, Девочка-Печеночка, появившаяся из запеченной в русской печи репки. Если персонажи репродуктивного возраста в сказках рожают детей, то бездетные старик и старуха, уже не способные завести ребенка естественным путем, его делают. Именно у таких родителей и появляется Снегурочка. Да и само действие – лепить – имеет аналогию в русской родильной обрядности. Когда на свет рождался ребенок, повитуха обязательно правила ему голову, это называлось «долепить» ребенка, т.е. доделать его.

Б.В. Зворыкин. Из свободных источников
Б.В. Зворыкин. Из свободных источников

Почему снег в традиционной культуре связан с плодородием, чадородием? Крестьяне заметили: чем сильнее снег покрывает поля, тем обильнее родит пшеница. Даже присловье такое бытовало: много снега – много хлеба. Помните игру в снежки? Играли в детстве? Скажете, детская забава. А вот и нет! У наших предков она была связана с передачей чадородной функции от снега молодым девушкам. В Святки было принято забрасывать девушек снежками именно для этого. Еще бытовал обычай закапывания, катания, вываливания молодого, недавно вступившего в брак, в снегу. Этим занимались парни, участвовавшие в свадьбе. Так молодой муж должен был получить оплодотворяющую силу от снега.

Н.К. Рерих. Из свободных источников
Н.К. Рерих. Из свободных источников

Снегурочка, кстати, в устном народном творчестве не единственная героиня, возникшая из замерзшей воды. В фольклоре японцев есть два персонажа – Жена-Ледяница и Снежная жена. Первая возникает из сосульки, чьею тонкостью и стройностью восхитился бобыль. И Ледяница становится его женой. Но мужа смущает, что жена не ведет себя как человек – отказывается мыться. После того как соседка по просьбе мужа все-таки уговаривает ее окунуться в чан с горячей водой, Жена-Ледяница тает. От нее остаются лишь гребень да шпильки.

М.А. Врубель. Из свободных источников
М.А. Врубель. Из свободных источников

Тает и Снежная жена, которую обессиленной после снежной бури находит у своей двери неженатый молодой человек и женится на ней. Тает она весной, а от нее на кухне остается только лужа воды. Тает и Снегурочка из русской сказки, прыгая через костер. Хотя есть русские сказки о Снегурочке, не подверженной таянью. Девочка Снегурочка пошла в лес с подружками и заблудилась. Она залезла на дерево и заплакала. Ей по очереди предлагают помощь медведь и волк, но Снегурочка отказывается, говоря, что они ее съедят. Снегурочка соглашается принять помощь лисы. Так она живая возвращается к деду с бабой. Эта героиня полностью очеловечивается, утрачивает свойства снега.

В.Г. Перов. Из свободных источников
В.Г. Перов. Из свободных источников

А на отобранных мною полотнах русских художников Снегурочка – девушка, а не ребенок. Она находится в зимнем или весеннем лесу. В первом случае она полна сил, а во втором – уже слаба и начинает таять. Изображена героиня не из народной сказки, а Снегурочка из весенней одноименной сказки, написанной А.Н. Островским на основе фольклорных произведений. Музыку к первой постановке написал П.И. Чайковский (1873 г.), но нам более известна опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (год создания – 1881, премьера – 1882 г.). И русские художники чаще обращались к образу Снегурочки Островского, чем к Снегурочке из народной сказки.

При создании статьи использованы мои научные наработки. Перепечатка статьи или ее фрагментов – только с моего личного согласия.

Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!

Мое стихотворение о любви "К тебе стремится сердце", где упоминаются известные женщины и женские персонажи: Жанна д'Арк, Марфа Посадница, Афродита. Видео проиллюстрировано чудесными работами Илоны Булановой.

Пейзажи известного испанского художника Луиса Ромеро

Время плодов: прекрасный сад в живописи Дарьи Прозоровой

Букеты Натальи Хрусталёвой: поцелованные солнцем