С сегодняшнего дня начинаю на своем канале новую рубрику. Посвящена она будет фольклорной живописи. Этот жанр связан с изображением фольклорных образов и сюжетов или этнографических сценок. Я не только покажу вам интересные полотна, а помогу прочитать их фольклорную и этнографическую основу.
Почему в русской традиции из снега всегда лепили человека? Не животное, не птицу, а именно человека? Лошадь, вернее, лошадиную голову вырубали на продольном брусе, эту деталь избы именовали коньком. Птиц делали из теста – так встречали весну, печенье называлось в честь первых весенних птиц – жаворонки.
А из снега в русской традиции лепили только человека. Скатают три шара, поставят один на другой, воткнут в средний шар палочки, в верхний – морковь и пару глаз-угольков над морковью – вот и снежный человек: снеговик или снежная баба. Да, кстати, на глаза надо обратить особое внимание. У снеговика они есть! А в традиционной культуре наличие или отсутствие глаз – маркер принадлежности нашему или иному миру. Есть глаза – персонаж принадлежит нашему миру, нет глаз, персонаж лишен зрения – иному. Поэтому чучелу Масленицы никогда и не делали глаз – она принадлежит иному миру.
С чем связана потребность лепить из снега именно человека? Вот я только сейчас об этом задумалась. Конечно, здесь стоит поискать фольклорные истоки. И кого мы вспоминаем? Правильно, Снегурочку! Снежное дитя! Если в реальности снеговик и снежная баба – взрослые люди, то почему в сказке вдруг возникает образ снежного ребенка? Все очень просто. Снегурочка относится к группе чудесных рукотворных детей, таких как Терешечка, выструганный из чурбачка, Мальчик-с-пальчик, возникший из отрезанного пальца, Глинышка, слепленный из глины, Девочка-Печеночка, появившаяся из запеченной в русской печи репки. Если персонажи репродуктивного возраста в сказках рожают детей, то бездетные старик и старуха, уже не способные завести ребенка естественным путем, его делают. Именно у таких родителей и появляется Снегурочка. Да и само действие – лепить – имеет аналогию в русской родильной обрядности. Когда на свет рождался ребенок, повитуха обязательно правила ему голову, это называлось «долепить» ребенка, т.е. доделать его.
Почему снег в традиционной культуре связан с плодородием, чадородием? Крестьяне заметили: чем сильнее снег покрывает поля, тем обильнее родит пшеница. Даже присловье такое бытовало: много снега – много хлеба. Помните игру в снежки? Играли в детстве? Скажете, детская забава. А вот и нет! У наших предков она была связана с передачей чадородной функции от снега молодым девушкам. В Святки было принято забрасывать девушек снежками именно для этого. Еще бытовал обычай закапывания, катания, вываливания молодого, недавно вступившего в брак, в снегу. Этим занимались парни, участвовавшие в свадьбе. Так молодой муж должен был получить оплодотворяющую силу от снега.
Снегурочка, кстати, в устном народном творчестве не единственная героиня, возникшая из замерзшей воды. В фольклоре японцев есть два персонажа – Жена-Ледяница и Снежная жена. Первая возникает из сосульки, чьею тонкостью и стройностью восхитился бобыль. И Ледяница становится его женой. Но мужа смущает, что жена не ведет себя как человек – отказывается мыться. После того как соседка по просьбе мужа все-таки уговаривает ее окунуться в чан с горячей водой, Жена-Ледяница тает. От нее остаются лишь гребень да шпильки.
Тает и Снежная жена, которую обессиленной после снежной бури находит у своей двери неженатый молодой человек и женится на ней. Тает она весной, а от нее на кухне остается только лужа воды. Тает и Снегурочка из русской сказки, прыгая через костер. Хотя есть русские сказки о Снегурочке, не подверженной таянью. Девочка Снегурочка пошла в лес с подружками и заблудилась. Она залезла на дерево и заплакала. Ей по очереди предлагают помощь медведь и волк, но Снегурочка отказывается, говоря, что они ее съедят. Снегурочка соглашается принять помощь лисы. Так она живая возвращается к деду с бабой. Эта героиня полностью очеловечивается, утрачивает свойства снега.
А на отобранных мною полотнах русских художников Снегурочка – девушка, а не ребенок. Она находится в зимнем или весеннем лесу. В первом случае она полна сил, а во втором – уже слаба и начинает таять. Изображена героиня не из народной сказки, а Снегурочка из весенней одноименной сказки, написанной А.Н. Островским на основе фольклорных произведений. Музыку к первой постановке написал П.И. Чайковский (1873 г.), но нам более известна опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (год создания – 1881, премьера – 1882 г.). И русские художники чаще обращались к образу Снегурочки Островского, чем к Снегурочке из народной сказки.
При создании статьи использованы мои научные наработки. Перепечатка статьи или ее фрагментов – только с моего личного согласия.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Мое стихотворение о любви "К тебе стремится сердце", где упоминаются известные женщины и женские персонажи: Жанна д'Арк, Марфа Посадница, Афродита. Видео проиллюстрировано чудесными работами Илоны Булановой.
Пейзажи известного испанского художника Луиса Ромеро
Время плодов: прекрасный сад в живописи Дарьи Прозоровой
Букеты Натальи Хрусталёвой: поцелованные солнцем