Найти в Дзене
Калужский калужанин

Юра помни, что кузнецы нашего счастья - это мы сами

Первый эксклюзив "Комсомолки" про Гагарина и таинственный стих с деталями первого полета в космос.
« Юра помни, что кузнецы нашего счастья - это мы сами. Перед судьбой не склоняй головы. Помни, что ожидание - это большое искусство. Храни это чувство для самой счастливой минуты. 9 марта 1957 года, Валя ».
Так она подписала свою фотографию ему на память. В отсутствии мессенджеров и соцсетей люди
Оглавление

Первый эксклюзив "Комсомолки" про Гагарина и таинственный стих с деталями первого полета в космос.

« Юра помни, что кузнецы нашего счастья - это мы сами. Перед судьбой не склоняй головы. Помни, что ожидание - это большое искусство. Храни это чувство для самой счастливой минуты. 9 марта 1957 года, Валя ».

Так она подписала свою фотографию ему на память. В отсутствии мессенджеров и соцсетей люди подписывали фотки.

Если ожидание это и вправду искусство, то мы в нем достигли серьезных, едва ли не космических высот. Мы ждем даже зная, что все уже давно про№;%ли.

Выпуск Комсомолки от 13 апреля 1961 года – это хороший пример взволнованной газеты. Когда дыхание перехватывает от желания сказать, но от волнения не можешь сформулировать. Как и во всяком праздничном выпуске тут много официальных речей, но даже они какие-то трепетные, с рефлексией и надеждою.

А еще в выпуске есть очень трогательные личные детали о семье Гагариных, есть приколы над школьниками, удивительные научные предсказания, шпионско-детективная история со стихами и большой труд легендарных спецкоров «Комсомолки».

Комсомольская правда. №88 (11028) 13 апреля 1961 года, четверг. Цена 2 копейки. 4 полосы на двух раздельных листах.

Передовица

Передовица открывается заголовком «Человек в космосе! Капитан первого звездолета – Наш, советский! Великая победа разума и труда. Мир рукоплещет Юрию Гагарину.»

Заголовок набран 4 разными шрифтами, есть все: антиква, гротеск, курсив…

Шапка газеты перенесена сверху в середину и на правую сторону. Левую часть верхней половины занимает парадный портрет с подписью Юрий Алексеевич Гагарин.

-2

Справа на полосе - обращение Центрального комитета КПСС, президиума верховного совета СССР и Правительства Советского Союза. Совершилось великое событие. Впервые в истории человек осуществил полет в космос.

Обращение содержит колкости в адрес царизма и капстран, а также призыв к полному и всеобщему разоружению, под строгим международным контролем.

«В прошлом отсталая царская Россия не могла и мечтать о совершении таких подвигов в борьбе за прогресс о соревновании с более развитыми в технологическом отношении странами. Волею рабочего класса, волею народа, вдохновленных партией коммунистов, во главе с Лениным, наша страна превратилась в могущественно социалистическую державу. Достигла невиданных высот в развитии науки и техники.

Когда рабочий класс в октябре 1917 года взял власть в свои руки многие, даже честные люди, сомневались в том, сможет ли он управлять страной, сохранить хотя бы достигнутый уровень развития науки и техники, и вот теперь перед всем миром рабочий класс, советское колхозное крестьянство, советская интеллигенция, весь советский народ демонстрируют небывалую победу науки и техники.

Наша страна опередила все другие государства мира и первой проложила путь в космос».

«Честь и слава рабочему классу, советскому крестьянству, советской интеллигенции, всему советскому народу. Честь и слава советским учёным, инженерам и техникам - создателям космического корабля. Честь и слава первому космонавту – товарищу Гагарину Юрию Алексеевичу, пионеру освоения космоса».

«Пусть все люди, независимо от рас и наций, цвета кожи, от вероисповедания и социальной принадлежности, приложат все силы, чтобы обеспечить прочный мир во всем мире. Положим конец гонке вооружений. Осуществим всеобщее и полное разоружение под строгим международным контролем! Это будет решающий вклад в священное дело защиты мира».

Слева внизу напечатано официальное сообщение ТАСС под патетическим заголовком: «Прыжок во вселенную».

Из сообщения можно узнать вес корабля и частоты бортовых коротковолновых передатчиков. По идее, такая информация публикуется для того, чтобы любой радиолюбитель мог засвидетельствовать полет. Но смысл печать их на следующий день после полета?

Текст не является цельным, а собран из сообщений, которые ТАСС выдавал по ходу полета. На это указывает и настоящее время текста. Весьма странное решение публиковать текст в таком виде – сделать из него нормальный рассказ или почасовую хронику совсем не трудно.

В правом углу полосы напечатана телеграмма Хрущева. Под телеграммой, в фигурной рамке опубликован призыв «12 апреля 1961 года – товарищ, запомни этот день.» И телеграмма, и призыв – забивки, чтобы закрыть пустое место на полосе.

Вообще, первая полоса выглядит странно и даже сумбурно – чувство, будто ее делали последней и второпях – чехарда со шрифтами, забивки, не симметричные вертикали.

Разворот

Разворот – настоящее сокровище. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВЕРСТКА. Сработано тщательно, умело, чувствуется, что замысел вынашивался давно.

Композицию разворота определяет модерновая иллюстрация – Летящая ракета с надписью «СССР 1 Восток» на борту. Ракета совершено не похожа на ту, на которой летал Гагарин и. скорее, напоминает рисунки Циолковского. Изображен и сам Гагарин.

Листы газеты раздельные. Здесь я их соединил, чтобы показать всю картинку целиком.
Листы газеты раздельные. Здесь я их соединил, чтобы показать всю картинку целиком.

Вторую полосу открывает еще одно обращение Центрального комитета КПСС, на этот раз ко всем, кто принимал участие в создании ракеты и подготовке полета. По смыслу повторяет обращения на первой полосе.

-4

Под обращением стенограмма беседы Н.С. Хрущева и Ю.А. Гагарина. Любопытно, что поговорить им совершенно не о чем – оба просто выражают радость и благодарности. Оказывается, Хрущев очень мало знал о первом космонавте:

НС Хрущев: - Скажите, Юрий Алексеевич, у вас есть жена, дети?

Ю. А. Гагарин: - Есть и жена, Валентина Ивановна и две дочери, Лена и Галя.

Н.С. Хрущев: - А жена знала, что вы полетите в космос?

Ю. А. Гагарин: - Да знала, Никита Сергеевич.

Н.С. Хрущев: Передайте мой сердечный привет вашей жене и вашим детям, пусть ваши дочери растут и гордятся своим отцом, который совершил такой великий подвиг во имя нашей советской родины.

-5

В центре, под общим заголовком «Гордость, радость, восхищение…», опубликованы отзывы и впечатления граждан от новости о первом полете. Слесарь-лекальщик тут соседствует с Героем Советского Союза, и курсантами мореходного училища, и Народной артисткой СССР.

Курсанты, правда, не простые, а знаменитые – те самые, что 49 дней дрейфовали на самоходной барже Т-36

«Удалось же нам, простым советским парням, устоять в 49-дневном дрейфе в бушующей стремнине тихого океана. Именно поэтому, и наш первый посланец в космос, лётчик Юрий Алексеевич Гагарин, преодолел все трудности первого в мире полёта в космос» - пишут курсанты.

Народная артистка Надежда Обухова уверена, что дальнейшее освоение космоса - просто вопрос времени.

«Пройдут годы в древней лунной пыли люди давно уже найдут вымпел с серпом и молотом и водрузят его на самой красивой лунной горе, на самом высоком её пике. Красноватый Марс и огненная Венера перестанут быть загадкой и межпланетные корабли будут уходить все дальше и дальше от родной Земли. Но никогда не забудет мир о первом человеке - о советском человеке, дерзнувшем взлететь к звёздам.»

Самую правую колонку второй полосы занимает обращение работников культуры, с предложением переименовать манежную площадь в центре Москвы в площадь космонавтов. Обращение подписали Сергей Бондарчук, Петрусь Бровка, Расул Гамзатов и другие.

Под иллюстрацией - стихотворение военного корреспондента, сценариста фильма «Жаворонок», Михаила Дудина «Нет смелости границ».

-6

Третью полосу открывает сообщение о занесении Гагарина в Книгу почета ЦК ВЛКСМ. Ниже следует официальное поздравление от Комсомола, а под ним заметка о том, что Центральный аэроклуб СССР направил в международную авиационную федерацию заявление о том, что Гагарин установил абсолютный мировой рекорд по продолжительности полета в космос. Логично.

Под заголовком «Старт взят!» автор теории абиогенеза, академик Александр Опарин публикует статью о перспективах обнаружения в космосе первичных форм жизни, которых уже нельзя встретить на земле.

«На нашей планете не осталось почти никаких ископаемых останков, по которым можно было бы восстановить первую половину этого чрезвычайно сложного и извилистого пути (эволюции жизни – прим. Романов.). Мы вынуждены судить о них только на основании сравнительного изучения обмена веществ у современных организмов. Не логично ли поискать необходимые данные в космосе? Следы, начисто размытые временем на Земле, могли бы сохраниться на других планетах, более того, мы можем обнаружить в космосе такие формы живой материи, которые как раз соответствуют тем или иным этапам начального пути эволюции жизни, если учесть, что эти этапы по времени значительно длиннее последующих, то становится ясно, что вероятность встречи, образно выражаясь, с нашим прошлым, довольно велика».

Более того, академик считает вероятной встречу с небиологической формой жизни.

«Наконец, по мере освоения космического пространства, мы можем встретиться с такими формами движения материи, которые не являются биологическими, но чрезвычайно высоки по своей организации, ведь закон эволюционного развития материи справедлив для всей вселенной. На каком-то этапе эволюции на физические и химические законы движения накладываются другие, более сложные, законы. На Земле такими законами были биологические, но в других, отличных от земных условиях, материя может принимать совершенно иные, хотя и не менее совершенные, формы»

-7

Под общим заголовком «Мир потрясен! Гагарин – Колумб Космоса» публикуются корреспонденции из мировых столиц. Необозначенный корреспондент сообщает из Берлина:

«Советским людям буквально не дают прохода, приветствуют. Поздравляют, порой совсем незнакомые люди. Ваш корреспондент лично испытал это на себе, когда шёл 12 апреля утром на заседание народной палаты ГДР.

Гул радостных взволнованных голосов стоял в огромном амфитеатре зала. И у всех депутатов на устах одна тема: «В космосе советский человек». Мне довелось первым принести в зал весть о благополучном приземлении космического корабля.

«Ура!» не в силах сдержать восторга, воскликнул секретарь центрального комитета союза свободной немецкой молодёжи, депутат Гельмут Мюллер. И со скамей, искрящихся голубыми рубашками молодых депутатов, членов ССНМ эта весть понеслась по залу. Но, в это время раздался звонок, и впереди, в ложе президиума, встал председатель народной палаты ГДР, доктор Иоганес Дикман. Депутатом пришлось сдержать бурю восторженных возгласов. Ну, всего лишь на несколько секунд, ибо первыми словами Иоганеса Дикмана было сообщение об эпохальной победе Советского Союза».

Скамьи, искрящиеся голубыми рубашками – это очень сильный образ.

Последняя полоса

Последнюю страницу открывает лучший текст номера – репортаж спецкоров «Комсомолки» Ольги (на самом деле, она Тамара) Апенченко и Василия Пескова из квартиры Гагариных.

-8

Текст полон тревоги и волнения. Временами написано так, что кажется, будто бы у автора кружится голова:

«Весь мир слушает сейчас Гагарина. Весь мир считает его своим. Он - сын Земли, Земля слушает и ждёт его, а в этой комнате жена и его двое ребятишек - Лена и Галя. Жену зовут Валей. Поздравляем её. Она и смущается, и радуется, и тревожится: десятки сложных чувств в душе этой женщины, и все они отражаются на лице. Он в космосе, он говорит, что все хорошо. Дрожащей рукой, она записывает в ученическую тетрадку часы, минуты.

Она ждёт, она не может разговаривать. Полная комната соседей тоже слушают,

- Папка, - говорит маленькая Лена и перестаёт жевать яблоко.

- Полет продолжается, пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. - Жена крутит ручку приёмника, ладонью вытирает слезы и улыбается».

«Ещё один лист, и в первый раз мы встречаемся с Валей. Она в белом халатике медсестры. Рядом ещё одна фотография в нарядном платье. Видно, что фотография сделана для него специально. С разрешения Вали, записываем в блокноты надпись на фотографии: «Юра помни, что кузнецы нашего счастья - это мы сами. Перед судьбой не склоняй головы. Помни, что ожидание - это большое искусство. Храни это чувство для самой счастливой минуты. 9 марта 1957 года, Валя».

А вот его подпись: «Моей Вале, дорогой, горячо любимой, пусть фотография поможет тебе беречь нашу вечную, всепобеждающую любовь. 16. 03. 58, Юрий».

«Ему 27 лет, он жил среди нас, он сидел рядом с нами в кино по воскресеньям, катил коляску в парке - в семье появилась ещё одна пассажирка, он ходил в гости, играл в баскетбол и в бильярд и все мы не знали, какая у него служба, он был человеком, который готовился… И вот он в космосе!»

Тамара Апенченко, между прочим, первый журналист, специализировавшийся на космической тематике. Она уволилась из «Комсомолки» и устроилась в центр подготовки полетов, то ли лаборанткой, то ли уборщицей. Вела дневник (похоже, до сих пор не опубликованный), писала репортажи. Первой добралась до родителей Гагарина и вот – первой написала о его жене и детях. Между прочим, у нее есть книга: «Труден путь до тебя, небо».

А Василий Песков – этот тот самый Василий Песков, который вел программу «В мире животных» вместе с Дроздовым. Основоположник экожурналистики, один тех, кто открыл Агафью Лыкову, человек, способный писать вообще без деепричастных оборотов. У него томов 20 сочинений, но есть одна главная книга – «Шаги по росе» - единственный в истории журналистики текст, получивший Ленинскую премию.

А еще, именно Василий Песков, вместе с другим легендарным спецкором Комсомолки, Павлом Барашевым (о нем чуть ниже), взяли первое интервью у Гагарина.

Авторство фото не указанно, но логично предположить, что сделал их опытный фотограф Песков.

Вообще, материал сверстан и проиллюстрирован странно. Три портрета и фотография с самолетом по левой стороне, портреты жены и дочки по правой – но переклички между ними не получилось. Самое странное, что к этому тексту есть еще две фотографии, но они напечатаны отдельно – на одной он играет в баскетбол (лица не видно). На другой – его родители в поле. Их лиц так же не видно.

Под репортажем короткое сообщение из Гжатска Смоленской области о том, что корреспондент ТАСС побеседовал с отцом первого космонавта. Из него можно узнать, что уже в детстве Гагарин любил помечтать о полётах к другим планетам.

«Что я могу рассказать о сыне? Он рос трудолюбивым, скромным, увлекался спортом, любил читать книги о лётчиках: Чкалове, Водопьянове, увлекался Жюль-Верном, Циолковским, любил помечтать о будущих полётах к неведомым планетам.

Сыну своему я хотел бы сказать одно: родительское спасибо тебе сынок от всей семьи нашей, от твоих земляков-гжатчан. Желаю тебе доброго здоровья и новых успехов в твоём деле. Продолжай и дальше высоко держать знамя страны советов, вырастившей и воспитавшей тебя.

Справа, в волнистой рамке, портящее всю композицию полосы, но трогательное сообщение о том, что выпускники Тучковской средней школы решили, что после выпуска поедут на целину и «в голой степи» построят там совхоз имени Юрия Гагарина.

Ниже дополнение от редакции о том, что Целиноградский крайком партии одобрил строительство колхоза, близь озера Коскуль. Слегка подкалывая школьников, редакция отдельно сообщает, что совхоз будет построен именно в голой степи.

В левой нижней части полосы, под заголовком «Москва столица космонавтов» репортаж Павла Барашева о том, что происходит на улицах Москвы. Такие зарисовки – типичный жанр того времени, и Барашев выступает в нем как мэтр.

«На крылатый выси ленинских гор толпилось человек 40 иностранных туристов. Хлестал ветер. Туристы, как зачарованные, смотрели туда, где простиралась Москва, ставшая теперь столицей космонавтов.

- Знаете, - сказал работник машиностроительного завода «Гибдят», что в венгерском городе Терексентмиклош. - Мы у себя на заводе давно ждали этого известия, и вот свершилось…

Счастье, гордость, безмерная благодарность родине. Вот чем жила Москва. Ещё и ещё раз слушаю сообщение о полёте майора Гагарина в космос, а когда пришла весть о том, что наш отважный космонавт благополучно вернулся на родную землю, люди в едином порыве устремились на Красную площадь».

Правая часть полосы отдана под отрывок стихотворения малоизвестного поэта Игоря Ринка. И это чертовски увлекательная тайна. Игорь Ринк принес эту поэму в редакцию 12 апреля. Т.е. она была написана заранее. И к тому же, в ней есть детали, которые далекий от пилотируемой космонавтики человек просто не мог знать. «Цикл последней проверки начат», «твой могучий корабль пятитонный» (вес корабля был опубликован на первой полосе 4,725 тонны, и ранее 12 числа сообщении ТАСС. Ранее эта информация не публиковалась).

-9

Ринк - бывший разведчик, диверсант, по не которым сведениям, действовавший в Германии уже в 1942 году. После войны он стал публиковать стихи, позже - воспоминания. И, в общем, некоторое время он был начальником отдела поэзии в Комсомолке. (Блин, почему сейчас нет отделов поэзии в газетах?) В 1959 году «Комсомолка» выпустила номер как бы из будущего. И про будущее развитие космонавтики там писал некий К. Сергеев, писал, что очень важно, в стихах. А редактором отдела поэзии был Ринк.

«Профессор К. Сергеев» – это псевдоним под которым (по соображениям секретности) академик Сергей Королев публиковался в «Правде».

Два человека, умеющие писать стихи и хранить секреты. Вопрос конечно требует более подробного изучения, но, кажется, и так все понятно. Не Ринк автор этого стиха.

Спасибо, что прочитали, если это не противоречит вашим убеждениям, поставьте пожалуйста лайк.

А если у вас есть старые газеты – автор с удовольствием примет их в дар и внимательно прочитает.