Возникновение еще самых первых музеев в университетах России происходило в XVIII столетии, а в XIX веке образовалась уже полноценная сеть вузовских музеев. Музеи были различных профилей: зоологические, музеи искусства, геологические, медицинские, анатомические, археологические, исторические, технические, юридические и др. Примерами музеев высших учебных заведений можно назвать следующие: Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Центральный музей железнодорожного транспорта, Горный музей, Научно-исследовательский музей. Данные музеи возникли именно как музеи высших учебных заведений.
Музеи в университетах всегда занимали, и занимают, по сей день главное место в течении обучения студентов. Вузовские музеи обеспечивают, прежде всего, наглядность в преподавании и восполняя лекционные занятия профессоров прямым знакомством студентов с объектами изучения. Зачастую на базе музеев университета наблюдалось образование научных школ. Также данные музеи были пользовались огромной популярностью и у широких слоев населения университетских городов.
Характеристика современного общества в России заключается в повышении роли регионов страны, различных социокультурных изменений, которые в ней происходят, а также в их общественном и культурном развитии. Главной частью данного процесса является как раз таки музейная деятельность в вузах, которая соединяет в себе культуру научно-педагогической интеллигенции, которая влечет к содействию решения обширного спектра проблем, связанных с историей науки в регионе, воссозданием духовных ценностей, воспитанием студенческой молодежи и т.д. Коллекции музеев, представляющие историческую составляющую высших учебных заведений, имеют определенные характеристики и обладают рядом относящихся только к ним черт.
Во-первых, благодаря ним может происходить сохранение историкокультурного наследия университетов и обеспечение актуализации их ценностей в условиях современного течении времени.
Во-вторых, с помощью коллекций обеспечивается сбор исторических данных процессов культурной общности региона, формирующийся в среде научно-педагогической интеллигенции и их использование при формировании культурной региональной политики.
В-третьих, в экспозиционных коллекциях музея по истории университета содержатся объективные исторические сведения о представителях научнопедагогической интеллигенции, которые предоставляют возможность изучать процессы формирования интеллектуального потенциала региона и культуры как единой системы и второй после природы формы бытия человека. Сведения научных и нравственных ресурсов преподавателей различных университетов, которые содержаться в фондах музея вуза, оказывают значительное влияние на культурное просвещение обучающихся студентов.
В-четвертых, изучение экспозиционных коллекций способствует пониманию и анализу проблем на государственном уровне в сфере трансляции общественно значимых ценностей.
Вузовские музеи являются структурными подразделениями университетов и являются предназначением для сопровождения учебного и воспитательного процессов, для проведения просветительской и научно-исследовательской работы, являются государственными хранилищами памятников краеведческой и естественной истории. Музеи истории университета в вузах сохраняют и культивируют традиции вуза, его исторический, научно-технический и творческий потенциал, развивает и пропагандирует корпоративную культуру университета.
Университетские музеи всегда принимали и принимают до сих пор динамичное участие в решении образовательных задач в процессе взаимодействия студентов и преподавателей с использованием музейных фондов и экспонатов. Многие предметы естественнонаучных и художественных коллекций активно и успешно используются в качестве дидактического материала на лекционных и практических занятиях со студентами, а также служат предметами для сохранения историко-культурного наследия университета и региона.
За свою историю вузовские музеи сформировали уникальный музейный фонд в университетах, а также смогли набрать бесценный опыт в сохранении и популяризации национального культурного и природного наследия. Вузовские музеи, а также музеи страны в музейной практике зачастую применяют различные инновационные технологии, для сбережения уже сложившихся традиций, благодаря чему деятельность всех музеев без исключения получила международное призвание.
Музеи стали элементом государственной системы сохранения культурного достояния нации, которое обеспечивает передачу его из поколения в поколение. Для того чтобы общество успешно и постоянно развивалось государству необходимо заботиться о сохранении и использовании культурного наследия, что является одним из главных факторов преемственности.
Многие университеты страны богаты своей историей, что вносит огромный вклад для сохранения и популяризации историко-культурного наследия.
Исторические события и факты, огромные сведения об открытиях и достижениях, документационная база, фильмография и другие материалы в вузовских музеях служат отличным экспозиционным материалом, что является частью историко-культурного наследия.
Университетские музеи являются центральным составным элементом сегодняшней системы образования и культуры. Музеи в вузах накапливают огромный опыт гуманизации образования на мировом уровне, а также ведут поиск новейших способов увеличения эффективности научно-исследовательской, учебной и воспитательной работы. Вузовские музеи являются своего рода хранителями традиций в университетах, исторической памяти общества. Музеи в высших учебных заведениях можно разделить на два типа: учебные музеи (определенного профиля) и музеи истории вуза.
Важным и незаменимым элементов общего развития науки определенного профиля является именно научно-исследовательская деятельность музеев. В деятельность сотрудников музеев входит обогащение проблематики музейных собраний и коллекций, составляющих исследовательскую научную базу, а также сотрудники вырабатывают методику анализа и использования данных коллекций. Музеи в стенах университетов действенно выполняют следующие функции: изучение и научное описание новых поступлений; выявление фондовых и архивных материалов по разделам и темам, подлежащим презентации в экспозициях; установление новых фактов; публикация научных трудов на основе музейного собрания; подготовка научных конференций. Основной формой научно-исследовательской работы вузовских музеев является создание экспозиций.
Музеи истории вузов показательно выражают свершения отечественной науки и культуры через призму развития конкретного университета (института, академии). Преподаватели и кураторы благодаря музейным технологиям имеют возможность докладывать первокурсникам вводные лекции непосредственно в среде музейной экспозиции, которая отражает всевозможные достижения вуза в истории.