Найти в Дзене
Александр Дедушка

Богооставленность - высшее из всех возможных человеческих страданий

Иисус Христос, будучи Богом и человеком, прошел через все возможные человеческие страдания. Это не случайно – чтобы стать Искупителем и Спасителем людей, нужно было знать, от чего их нужно «искупать» и «спасать», так чтобы в стороне не остались никакие человеческие боли и страдания.

Что касается физических страданий, то Иисус Христос прошел через жажду и голод (особенно во время сорокадневного поста), испытывал неимоверные физические боли во время избиения и бичевания перед Распятием и будучи пригвожденным к кресту.

Но еще важнее – нужно было пройти через духовные страдания. Иисус Христос и их вкусил сполна.

Он в полной мере пережил непонимание своих родственников (вплоть до того, что они сочли его сумасшедшим), непонимание своих учеников, непонимание слушателей, к кому Он и обращался со своими поучениями.
Но это только первая ступенька.
Вскоре непонимание выросло в презрение и открытую ненависть со стороны недоброжелателей, ропот и гнев учеников, многие из которых открыто оставили Христа, а кто-то как Иуда положил на сердце предать Его.
Следующая ступень – предательство учеников, выдача на смерть и открытые издевательства и насмешки своих смертельных врагов.
Наконец – ужас предстоящей смерти, и сама смерть – мучительная со стороны физической боли и позорная (распинали людей голыми) со стороны нравственной.

Но все эти страдания меркнут перед самым страшным и мучительным ужасом, который Христос испытал непосредственно перед смертью. Этот ужас, вырвался у него мучительным воплем, зафиксированным евангелистом Матфеем:

«А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахвани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили Илию зовет Он.

И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.

А другие говорили: постой; посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух». Мф. 27. 46-50.

Ошибка слушателей насчет Илии состоит в том, что его имя и имя Божье звучат почти одинаково. Ясно, что Христос обращался не к Илии, а к Своему Небесному Отцу.

Причем, Он практически дословно повторяет слова пророка Давида, переживавшего сходные чувства богооставленности и зафиксированные в одном из его псалмов:

«Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего.

Боже мой! я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне, ночью, - и нем мне успокоения». Пс. 21.2 .

Итак, что в Ветхом Завете, что в Новом – устами Самого Спасителя - подтверждена истинность самого мучительного человеческого страдания – состояние богооставленности.

Иисус Христос должен был пройти через это состояние своей человеческой Ипостасью, чтобы и это состояние было Им на кресте искуплено, чтобы и из него, казалось бы, самого безвыходного из всех тупиков, человеку был показан выход. И этим еще раз доказана истина, что для Бога нет безвыходных положений.

Во-первых, почему это самое мучительное и страшное из всех возможных человеческих страданий?

Ответ простой: Бог – это жизнь, когда Бог оставляет человека и уходит из его души, он теряет волю к жизни.

И тогда жизнь предстает перед ним во всей своей ужасающей и неприглядной «красе», всеми своими «изнанками» и «засадами».

Если раньше у человека была надежда на их преодоление, и эту надежду давал ему ни Кто иной как Бог, то теперь у него нет никакой надежды, а значит, он не видит смысла в дальнейшей жизни, и смерть представляется ему самым предпочтительным исходом.

Далее, богооставленность означает, что человек полностью утратил представление об истине.

Жизнь представляется ему нагромождением страшных нелепостей и жестоких бессмысленных случайностей, преодолевать которые – значит, сталкиваться с еще большим их нагромождением. Какой в этом смысл?

Ну, и наконец, в состоянии богооставленности, человек теряет представление о возможности какого-либо движения вперед, какого-то своего «пути», который рано или поздно выведет его из окружающего мрака.

Пути нет – а значит и смысле двигаться дальше нет. Смерть предпочтительнее бессмысленному движению.

Получается, что Иисус Христос Своим собственным примером показывает истинность Своих же собственных слов:

«… Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». Ин. 14. 6.

«Путь, истина и жизнь» - это то, что человек имеет вместе с Богом, который руководит его жизнью.
Как только Бог оставляет человека, все это он теряет и начинает переживать самое мучительное из всех возможных состояний – богооставленность - со всеми вытекающими из нее последствиями.
Ибо человеческая душа изначально была сотворена для жизни с Богом, с тем, чтобы Он находился в ней не просто «где-то», а на самом первом месте.
И если человек не предоставляет Богу такой возможности, рано или поздно он впадает в это состояние – Бог уходит из его души, оставляя его один на один с самым мучительным душевным переживанием.

Для нас это большой урок.

Если мы живем вне Бога, или Бог у нас в душе не на первом месте, такое состояние не может длиться вечно. Рано или поздно мы переживем это мучительнейшее состояние богооставленности.

По милости Своей Бог дает человеку время «прийти в себя» - посмотрите, сколько людей живут без Бога! – но это не может длиться вечно.

Если богооставленность произойдет во время нашей жизни – это будет мучительнейшее колебание между жизнью и смертью, когда самоубийство будет реально грозить нам реальным искушением. И не факт, что мы сможем предпочесть жизнь.

Это состояние, к примеру, из учеников Иисуса Христа пережили апостолы Петр и Иуда. Первый сумел справиться с ним и вернулся к жизни, второй, как мы знаем, все-таки покончил с жизнью.

Но еще страшнее столкнуться с состоянием богооставленности (как продемонстрировал это Иисус Христос) уже непосредственно перед смертью. Наша собственная жизнь предстанет во всей красе, а изменить что-нибудь уже будет нельзя.

Мы же не Христы, у нас нет второй – божественной Ипостаси – которая и выведет нас к будущей жизни и воскресению, напротив – эту «вторую ипостась» мы должны были заимствовать у Христа, чтобы пройти это состояние.

Но это возможно было бы, если бы Христос реально был в нашей душе, причем на первом месте.

А если Христа там не было – увы! – состояние богооставленности приведет нас через ворота смерти к состоянию полнейшей богооставленности - «муки вечной», где, по словам Иисуса Христа, будут только «плач и скрежет зубов».

И жаловаться можно будет только на самих себя.