Найти тему

Экономическая игра

Из моего сборника "Триста историй из советского детства"

Учительница новейшей истории в 10 классе, Вероника Андреевна, была замечательным педагогом. Вроде история — мертвая наука: все, что она изучает, давно прошло. Но ей удавалось интересно вести предмет, особенно историю начала XX века.

Одна из причин революции 1917 года экономическая: незаконченные крестьянские реформы и неокрепшая промышленность под стрессом Первой мировой войны. Чтобы показать это наглядно, Вероника Андреевна предложила сыграть в экономическую игру.

Каждому в классе назначили роли: крестьянина, рабочего, помещика, капиталиста, банкира. Раздали карточки, обозначающие деньги. В течение тура каждый должен умножить капитал: получать «продукцию», обменивать ее на орудия труда, повышать производительность, брать ссуды в банке. Помещик стремился выгодно продать продукцию капиталисту, рабочие — получить хорошую зарплату банкиры — максимальный процент по ссуде и т.д. Все продавалось и покупалось, как и положено в мире чистогана: заводы, земля, банки, труд. Тур примерно соответствовал одному году, после чего в игру вбрасывались дополнительные деньги, аналог увеличения валового продукта.

Игра должна была наглядно продемонстрировать такие понятия, как кризис, эксплуатация, разорение крестьян, низкий уровень жизни рабочих, приведших к революции.

Все азартно включились в игру: бегали между партами, продавали/покупали, брали ссуды у банкиров, ругались с «эксплуататорами». Шум стоял такой, что сбежались соседние классы. Перемену проигнорировали, все хотели продолжить. Но закончилась смена, учительница была вынуждена подвести итоги. Вообще-то, она надеялась, что игра закончится сама собой. Крестьяне и рабочие разорятся, останутся только эксплуататоры. Перепроизводство, кризис, обнищание масс и далее по Марксу. Но получилось иначе: экономика развивалась. Часть крестьян накопила средств и стала помещиками, а кто-то из рабочих даже капиталистом. Девушки образовали крестьянскую общину, а парни под руководством новоиспеченного капиталиста начали наращивать производство. Даже я, слабый игрок, смог подкопить деньжат и устроиться на высокооплачиваемую работу.

То есть российский капитализм, даже накануне войны, показал себя устойчивым строем. Это был совсем не тот вывод, который требовался согласно школьной программе, поэтому игру и свернули.

Другие классы тоже хотели поиграть, но Вероника Андреевна мудро запретила. Дошло бы до ГОРОНО, могли уволить за аполитичное преподавание.

Ставьте лайки, подписывайтесь! Буду благодарен комментариям и критике. Скоро выйдет книга "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.