Найти тему

Отец и дядя христианства

I век нашей эры был переломным для духовного развития человечества. Это было время наивысшего развития римского стоицизма и время возникновения христианства. Причем первое оказало огромное влияние на второе. Впрочем, как и вся античная философия. Трудно сказать, кто из философов оказал на христианство наибольшее влияние, но Фридрих Энгельс особо выделял в этом плане двоих: Филона Александрийского и Сенеку Младшего. Вот соответствующая цитата:

"Фактически христианство сформировалось стихийно, как нечто среднее из взаимного воздействия наиболее развитых из этих сект и впоследствии было оформлено как учение в результате добавления положений александрийского еврея Филона, а позднее и широкого проникновения идей стоиков. Действительно, если мы можем считать отцом христианского учения Филона, то дядей его был Сенека. Некоторые места из Нового завета как будто списаны почти дословно с его сочинений".

Кто же такой этот Филон? Философ первой половины I века, представитель еврейского эллинизма, пытавшийся интерпретировать Библию с позиций греческой философии. Соединил в своём учении платонизм со стоицизмом и элементами кинизма. Согласовать всё это между собой и с Библией ему помогла идея о троякой сущности Бога, который совмещает в себе божественную энергию, душу мира (стоический Логос) и антропоморфного посредника между Богом и людьми.

Фарисеи, — предшественники современного талмудического иудаизма, — отвергли идеи Филона вместе с другими эллинистическими учениями, а христианским сектантам пришлись его идеи по душе, и они их по своему переработали, включая учение о святой троице. Помимо прочего философия Филона открыла христианам путь к освоению платонизма и стоицизма, и Сенека также пришелся по нраву отцам церкви. Святой Иероним, — составитель канонического латинского текста Библии, — писал о нём "наш Сенека" и даже включил его в число христианских писателей.

Первые богословы активно черпали идеи из трудов Сенеки и, в свою очередь, пытались представить этого стоика почти святым. Даже сочинили переписку Сенеки с апостолом Павлом, в которой первый предстаёт тайным христианином и называет Павла братом, а тот называет Сенеку учителем. Подложность этих писем не вызывает сомнений. Но всё таки они вполне могли пересечься, так как около 60 года Павел прибыл в Рим и прожил в нём два года. В это время Сенека был еще жив, политически активен и вполне мог заинтересоваться восточным проповедником. Впрочем, достоверных свидетельств на этот счёт у нас нет.

Филон Александрийский
Филон Александрийский

#история христианства #философия #стоицизм #история #идеи