Талантливому педагогу и поэту – Юрию Безусу, посвящается. Светлая тебе память, учитель.
Андрей мог похвастаться отсутствием троек в аттестате о неполном среднем образовании лишь по пяти дисциплинам: химия, физика и иностранный язык – не изучались, а кроме них: изобразительное искусство – четыре и биология – пять. В остальном все было довольно печально…
Тем ни менее, Андрей искренне полагал, что «путевку в жизнь» ему дали два школьных учителя: Прокофьева Вера Павловна, которая три года, совершенно бескорыстно в свободное от работы время пыталась вдолбить в сознание Андрея хотя бы зачатки грамотности и Груздев Геннадий Иванович – преподаватель биологии.
Поступив в техникум, а затем и в институт, Андрей, в учебном процессе руководствовался коронной фразой Геннадий Ивановича: «Учебник вы прочтете в любое время, а я сообщу вам иные, весьма интересные факты…» Андрей не всегда успевал с содержанием учебника, а вот находить «иные интересные факты» навострился – «будь здоров», чем ставил экзаменаторов в полный тупик…
Разумеется не всех. В институте преподаватель уголовного права, утомившись, прямо поинтересовалась:
- Андрей, ответьте честно, от этого зависит ваша итоговая оценка за экзамен, вы знаете, хотя бы, какого цвета учебник по моему предмету?
- Нет, - честно ответил Андрей. – Не успел взять в библиотеке…
- За весь семестр?!
- Да, - кивнул Андрей. – Но я изучил довольно много литературы по уважаемой мной и преподаваемой вами дисциплине и, как мне кажется, достойно ответил на все вопросы билета.
- И о какой литературе идет речь? – уточнила преподаватель.
- УПК, УК, комментарии к ним и огромный том решений пленумов верховного суда, - Андрей был спокоен, как никогда, хотя впервые за многие годы учебы находился на грани двойки. – И потом, не вы ли говорили, что в юриспруденции нет правильных ответов, а есть лишь обоснованность точки зрения?
- Нагло, - покачала головой преподаватель. – И надо отдать должное, весьма стильно… На вопросы вы ответили обобщенно, но в целом правильно. Задачу решили нестандартно, но с юридической точки зрения ваше мнение имеет право на существование… При этом, умудрились не удосужиться за полгода получить учебник в библиотеке! Извините, больше четверки я вам поставить не могу…
- Ирина Петровна, не идите на сделку с совестью, пишите – три.
- Черт с тобой, Власьев, уговорил, пять, но в конце года без учебника на экзамен не приходи!..
- С учебником на экзамен?!
- Я, по крайней мере, буду уверена, что ты держал его в руках. С твоим языком, Андрей, не сделать тебе карьеру… Все, скройся с глаз моих. Следующий!
Выйдя из здания института Андрей поддернул вверх замок молнии и неспешно пошагал к остановке. В голове всплыла сцена из далеких школьных лет:
Андрей, как закоренелый троечник, не лишенный аналитического мышления, вычислил – пользоваться шпаргалками легче всего именно на первой парте, от того отвоевал себе данное место у одного из отличников, спортсмена и даже, диво дивное по тем перестроечным временам – комсомольца.
«Ход конем» срабатывал не всегда, но чаще всего он умудрялся написать контрольную работу вполне себе удовлетворительно. А в рутинные будни просто развлекался, подсказывая одноклассникам «плавающим» у доски. Так было и в тот день, на уроке биологии.
Груздев Геннадий Иванович с первого же дня, вызвал у Андрея чувство уважения. Казалось бы: невысокий толстячок, с аккуратной, «шкиперской» бородкой и длинными, едва ли не до плеч, седоватыми волосами, одетый в строгий, хорошо отутюженный костюм, тихий, он никогда не повышал голоса, должен был вызывать у школьников иронию, о чем и говорила кличка «Колобок», но…
На уроке всегда царила тишина, говорил лишь Геннадий Иванович, но слушали его даже отпетые двоечники со слегка отвисшей челюстью. Правда у Геннадия Ивановича были некоторые инструменты, помогающие поддерживать дисциплину в классе. Первый: это деревянный метр, позаимствованный у кого-то из коллег из математического «сектора». Данным метром Геннадий Иванович бил по столу, если замечал шушуканье. А второй: это тяжелая рука, если два удара «метром» не приводили к должному результату, «дебоширы» получали весомый подзатыльник. Правда случалось это крайне редко, ибо параграфы учебника были скучными, постными и малоинтересными, а то, что рассказывал по теме урока Геннадий Иванович захватывало не только ум, но души подростков…
Случались исключения… В тот день второгодник, двухметровый акселерат Петров, не обратил внимания на два удара по столу и в итоге оказался поднят за шкирку и сопровожден к двери из класса.
Петров не являлся классическим второгодником, то есть не был хулиганом. Он просто воспринимал информацию с существенным запозданием и когда Геннадий Иванович вел его по проходу между партами сообразил, что был неправ. Начал извиняться, но в итоге вылетел, открыв лбом дверь класса в коридор, после увесистого пинка под зад…
Все бы хорошо, Петрову не привыкать, но из под распластавшегося на полу коридора Петрова раздался тоненький голосок:
- Что здесь происходит?!
Петров вскочил, помог подняться миниатюрной заведующей учебным процессом Ирине Сергеевне, по кличке «мышка» и пояснил:
- Ирина Сергеевна, я в туалет отпросился и споткнулся, извините.
- В туалет? – Ирина Сергеевна оправила блузку. – Иди, раз отпустили, а вы Геннадий Иванович, выйдите на пару слов…
Андрей тогда впервые увидел растерянного Геннадия Ивановича. Преподаватель отсутствовал минут десять, тем ни менее в классе стояла гробовая тишина. Вернулся Геннадий Иванович еще более смущенный, сел за стол, подержал в руках метр и произнес, как обычно спокойно и тихо:
- У нас осталось мало времени, поэтому о рептилиях прочитаете в учебнике сами, а сейчас проверим ваши знания по теме прошлого урока. Широков Иван…
Ваня Широков учился сносно, а по алгебре с геометрией мог дать списать даже отличнику Федосееву Паше, но вот с биологией у него не ладилось…
- И так, псовые, - напомнил Геннадий Иванович. – Преступайте, Иван.
- Псовые, это, э-э-э-э, это… псы! – выпалил Иван, озаренный догадкой, но тут же замолчал.
- Все правильно, продолжайте, - подбодрил его Геннадий Иванович. – Какие виды псовых вы знаете?
Иван глазами искал поддержки у товарищей, но класс молчал, тогда не удержался Андрей, благо сидел за первой партой:
- Собаки, волки, лисы, - прошептал он.
- Собаки, волки, лисы, - тут же громко и уверенно повторил Иван.
- Все?
- Ну, я, это…
- Ладно, давайте ограничимся… - Геннадий Иванович, не без сочувствия, посмотрел на потеющего Ивана и закончил, - собаками. Что вы можете о них рассказать?
- Собаки, они это, они, четырехлапые! – по классу пронесся легкий смешок. – А еще они, это, детей кормят молоком…
- Вы хотите сказать – млекопитающие.
- Ага! Точно, - Иван, почувствовав, что встал на верную дорожку уверенно продолжил. – Еще они очень умные, вы на прошлом уроке говорили, что взрослый пес обладает словарным запасом трехлетнего ребенка.
- А вы, Иван, встречали говорящих собак? – вздохнул Геннадий Иванович, чем вновь заставил Ивана потупить взгляд и замолчать. – Я говорил о наборе команд и слов, которые может воспринять дрессированный пес. Ладно, давайте поговорим о физиологии собак…
На этом месте, Иван ушел в «партизаны», как ни старался Геннадий Иванович его разговорить, какие наводящие вопросы не задавал, без толку.
- Даже не знаю, какую оценку вам поставить, - вздохнул Геннадий Иванович. – Конец четверти, а у вас и так, едва-едва на троечку тянет. Последний вопрос, ответите - будет три, нет – два. Чем покрыта собака?
Андрею возможно показалось, но Иван вспотел и закатил глаза. Именно в этот момент черт дернул Андрея за язык и он громко прошептал:
- Чешуей.
- Чешуей! – тут же ответил Иван, вызвав взрыв хохота в классе.
- Правильно, Иван, садись три, - ответил Геннадий Иванович, чем навел в классе недоуменную тишину. – Власьев, к доске. И так, вы утверждаете, что собака покрыта чешуей, аргументируйте.
- Так это, - Андрей готов был сквозь пол провалиться, но характер требовал выкрутиться и он «погнал». – Шерсть и волосы состоят из множества чешуек, которые не видны глазу, но по сути это и есть чешуя.
- Правильно, - спокойно кивнул Геннадий Иванович. – А теперь расскажите о свойствах этой «чешуи».
- Свойствах? – выигрывал время Андрей, мечтая о звонке. – Ну она может раскрываться и сжиматься, ну, это, в зависимости от влажности… да! Мокрый волос длиннее сухого из-за этого… А еще эти чешуйки скрепляются друг с другом и так делают валенки…
- Достаточно. Власьев, вы не глупы, но у вас будет непростая жизнь, - заметил Геннадий Иванович.
- Почему это? – тут же выпустил «иголки» Андрей.
- Вы не умете следить за своим языком. Садитесь пять.
- А пять то за что?! – выпалил, в своей манере – сначала говорю, потом думаю, Андрей. Тут он увидел, как Геннадий Иванович растерялся второй раз за один день.
- Вы считаете, что ваш ответ не заслуживает пятерки? – спросил Геннадий Иванович с интересом, чуть прищурившись, глядя на Андрея.
- Так я это, того, - настала очередь Андрея растеряться и даже покраснеть, но он выдавил из себя. – Подшутил над товарищем, подсказывал…
- Не путайте оценки за знания и за поведение, - ответил Геннадий Иванович. – Знания у вас есть, их я и оцениваю, а поведение, я думаю после уроков оценит ваш товарищ. Садитесь, пять…
На перемене Иван нагнал Андрея и так приложился ладонью об его плечо, что тот несколько «просел»:
- Спасибо, Андрюха! Выручил!
- Иван, ты же не дурак, понимаешь же, что не выручил, а подшутил и не очень умно? – спросил Андрей.
- Ага, весело было, но главное закончилось все хорошо, мне эта тройка, как воздух нужна была, - спокойно ответил Иван. – Да и потом, Геннадий Иванович за меня рассчитался. А я тебе на алгебре подскажу…
Андрей слушал, как хрустит снег под ботинками и в который раз мысленно благодарил Геннадия Ивановича за тот Урок на уроке.
Конец
Читать другие посты автора - здесь это активная ссылка жми
Читать рассказ "Хулиганы" здесь
Читать стихи Юрия Андреевича Безуса - здесь
Подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк (палец вверх)! Если не нравится палец вниз!
Так вы не потеряете канал и поможете другим читателям найти своего автора.
Ниже: НЕ УВЕРЕН НЕ НАЖИМАЙ!
если есть желание поддержать автора, нажимай, комиссия списывается с получателя (меня).