Найти в Дзене
Ольга Таволга

Мода, стиль, статус.

Топ-модель Иман для Escada 1988.
Топ-модель Иман для Escada 1988.

1980е годы - это десятилетие, когда была пройдена одна очень интересная точка невозврата в европейском, американском и всех подражающих им социумах.
Зарплата женщин стала равной мужской за одинаковый труд.
Да, не везде, не за всё, не без теневых моментов и, увы, не без стеклянных потолков, которые существуют до сих пор, но слово прозвучало.
Прецедент был создан.
Поворот назад возможен только в случае полного обнуления достижений данной цивилизации в целом, а в этом никто не заинтересован - всем нравятся интернет, возможность перелётов и наличие и холодной и горячей воды в домах.
Именно поэтому женский деловой костюм восьмидесятых с аксессуарами, причёсками, обувью и верхней одежды настолько бескомпромиссное и яркое явление - это победа.
Реальная победа движения за равные права женщин в пост патриархальном обществе.
А качество кроя и тканей в 1980х всё ещё восходили к 1950м и ранее, так что мода того времени заслуживает пристального изучения.
Именно из того периода я и возьму иллюстрации к этому тексту по хэштегу #непрошенные советы о от ольги таволги

Escada. Конец 1980х-начало 1990х.
Escada. Конец 1980х-начало 1990х.

Формально эти "советы" о стиле.
Но, так как я до сих пор уверена, что нужно обладать немалой личной ответственностью и чувством юмора, чтобы относиться к ним всерьёз, то всё ещё с удовольствием считаю их "непрошенными".

1 Четыре очень сложных/простых рекомендации по стилю в одежде.
2 Непрошенные советы по стилю. Совет №2.
3 Непрошенные советы по стилю. Совет №3. Фактура чёрного.
4 Непрошенные советы по стилю. Совет №4. Индиго.
4,5 Совет о стиле №5. И снова база.

Тот, который я отметила как №5 на самом деле был подпунктом первых четырёх.
Пятый, как та "сказка" - будет впереди и он "страшен".
А главное - его никто не может предсказать, что меня радует.

Yasmin Le Bon and Gail Elliott for ESCADA 1992.
Yasmin Le Bon and Gail Elliott for ESCADA 1992.

Прежде, чем перейти к пятому, расскажу страшный секрет, который не передаётся "из поколения в поколение стилистов с онлайн курсами образования выходного дня".
Есть только два случая, когда женщина реально начинает работать над стилем и реально его меняет.

Модель Людмила Исаева для Escada "Margaretha Ley Magazine" 1991.
Модель Людмила Исаева для Escada "Margaretha Ley Magazine" 1991.

Первый - это уверенный шаг вверх по социальной или социально-карьерной лестнице.
Второй - когда на своей социальной и экономической горизонтали женщина находит площадку, на которой находится лестница или лифт наверх, и намерена этот шаг совершить.

За сим всё.
Всё остальное - это или развлекательное чтиво, или игры в рамках уже существующего набора одежды.

Escada 1980е.
Escada 1980е.

Шаг по социальной лестнице вверх - это или карьерный рост или замужество.
В ряде случаев обучение предшествующее карьерному росту.
Замужество при этом не обязательно "по расчёту",
* Если честно, я совершенно убеждена, такую "глупость" как официальное оформление отношений в собственной жизни нужно делать только хорошенечко всё посчитав, это жить вместе можно хоть по любви, хоть по приколу как хиппи из анекдотов, а вот официально оформленные отношения требуют как можно более тщательного, примерно "космического" расчёта.
Брак может быть по каким угодно обстоятельствам, но, если он диктует смену круга общения и социального статуса - тогда будет и смена стиля.

Escada 1980s.
Escada 1980s.

Карьера может подразумевать изменения стиля на одном месте работы или изменение стиля под деловые поездки - дать понять в региональных офисах, что приехало начальство.
Или, наоборот, показать головному офису в столице, что в провинции "не лыком шиты".
Могут появиться командировки в другие страны - тогда, вполне возможно и даже, скорее всего, гардероб придётся собирать едва ли не с нуля, - неизбежно модный и "высоко котируемый" в России всепроникающий "порношик" высоко котируется только в России и в сериалах Южной Америки.

Escada 1990s.
Escada 1990s.

При замужестве может оказаться необходимым "понравится маме мужа", "понравится бабушке мужа", а то и "произвести впечатление на стилиста мамы и бабушки мужа" - неординарная задача.
Купить или заказать выходные платья для выхода в свет, для демонстрации статуса мужа.
Женщины очень давно носят дорогую одежду "за мужчин", чтобы продемонстрировать не только и не сколько свой, сколько мужнин и семейный статус.

Поэтому, в 2020х годах, после насквозь поддельных в плане официальной моды 2000х и 2010х при идее "поменять стиль", я бы сильно рекомендовала задать самой себе вопрос: "Зачем?"

Полная смена стиля - это огромные моральные, эмоциональные и финансовые вложение.
Было бы неплохо отдавать себе отчёт в их потенциальной окупаемости.

Линда Евангелиста для Escada. Граница 1980-1990х.
Линда Евангелиста для Escada. Граница 1980-1990х.

Мода давно перестала обслуживать реальные нужды конечного потребителя.
Реальной женщины - граница проходит через всю вторую половину ХХ века, сколько-то я уже успела об этом написать по именному хэштегу #история моды от ольги таволги 
"Мода" превратилась в эмоционально-финансовую пирамиду эксплуатирующую - у кого-то эмоцию драйва, у кого-то средний по палате социальный невроз, а у кого-то сильную эмоцию страха быть не принятой/не принятым в социуме.
Болезнь 2010х - это депрессия.
2020х - выгорание, хотя это конечно будет нивелироваться уже существующими способами.

Iman for Escada. 1987.
Iman for Escada. 1987.

Армия стилистов снимает или пытается снять сливки с этого бушующего в стакане варева, в основном получается снимать не сливки, а пену, но изнутри это трудно заметить.
Конечная цель любых игр с стилем должна определяться только самой женщиной.
Иначе это будет лабиринт из разнообразия "реалити шоу" - кошмар из ярмарки из фильмов ужасов и цирка Шапито - тут нужно "похудеть", тут нужно "потянуться", тут "понять, какой у вас архетип", тут успеть захлопать и сделать нужное лицо, когда на экране загорится надпись "аплодисменты".
Да, модные "архетипы по Кибби" к реальному стилю отношение имеют только в очень умелых и опытных руках, но те предпочтут обойтись без сублимации
Карнавала.
Изначально они создавались с другой целью - маркетинг.
За десять лет "в очумелых ручках" стилистов, а особенно русских, с двумя неделями образования "архетипы" превратились в пижамную вечеринку, в вылить на себя и кукол мамины духи и проковылять до большого трюмо в бабушкиной комнате в маминых выходных туфлях.

Татьяна Патиц для Escada "Vogue" 1991.
Татьяна Патиц для Escada "Vogue" 1991.

Про явление Карнавал нужно писать отдельную статью или цикл статей.
Скажу только пока, что именно с утратой этого элемента европейской культуры, на её развалинах стало можно продавать "праздник непослушания каждый день" из Нового Света, что и привело к очень нехорошим экономическим и психологическим последствиям для всех.

Да, мировая экономика, эмоциональные выгорания как массовое явление, депрессии и личный стиль в итоге оказываются очень тесно связанными вещами.
И мне незачем "передёргивать" - реальность начала 2020х годов трудно перешутить, новости давно уже смешнее анекдотов и карикатур на острые, социальные темы.
Какую карикатуру можно нарисовать смешнее, чем застрявший в Суэцком канале контейнеровоз? А, если знать подробности про рисунок трекером?

Татьяна Патиц для Escada 1992.
Татьяна Патиц для Escada 1992.

Возвращаясь к стилю - а вам зачем?
Какую конечную цель вы преследуете?
Просто "обновить гардероб"?
"Попробовать что-то новое"?
Поднять себе настроение? А особенно в межсезонье?
Получить немного полезной информации для дальнейших, пока не вполне ясных целей?
Создать образ для поддержки карьерных амбиций?
Создать образ и броню для однозначных карьерных амбиций?
"Замуж"?
Практика, в целом, показывает, что проблема/задача/цель "замуж" обычно решается другими способами, но, если это
целевой проект с целью также смены социального и экономического статуса - тут работы со стилем не избежать.

Клаудиа Шифер для Escada. Вторая половина 1980х.
Клаудиа Шифер для Escada. Вторая половина 1980х.

Список этих или похожих вопросов - это то, что стоит удерживать во внимании, если говорить о стиле хочется всерьёз, а не в рамках невинного развлечения приятными глазу картинками, которое в условиях оголтелого маркетинга и капитализма без правил не всегда остаётся в рамках "невинного" и "развлекать".

Почему я всё-таки пошла на то, чтобы писать о стиле через призму соотношения моды и стиля и депрессий и выгораний?
Условно говоря - если спросить меня - кого я предпочту в своём ближайшем окружении - "супер стильных" или здоровых и довольных жизнью людей - ответ очевиден - здоровых и довольных.
Из состояния гармонии и баланса стиль создать можно.
А вот гармонию и баланс на основе "стиля" на основе "цирка" и невроза - нет.

Yasmeen Ghauri for Escada. Начало 1990х.
Yasmeen Ghauri for Escada. Начало 1990х.

Иллюстрации к этой публикации я в итоге взяла исключительно из немецкого бренда "Escada" - олицетворение женского успеха в деловом мире в 1980х и в первой половине 1990х годов.
Подробнее о марке на моём канале можно почитать здесь:
"Escada" - имя успеха. Мода 1980-х.

Спасибо за прочтение.
Лайк, если публикация понравилась или была полезной.