Книга Второзакония – эпическое завершение Торы. Чтобы понять эту книгу, надо помнить, что происходило до сих пор. Израиль вышел из рабства, из Египта, после этого они провели один год у горы Синай.
Здесь они заключили завет с Богом – исполнять все Его заповеди. Затем они скитались по пустыне 40 лет, пока не подошли к реке Иордан, которая отделяла их от земли обетованной.
Они готовы туда войти. Здесь и начинается книга Второзаконие. Эта книга, по сути, - речь. В которой Моисей произнес свои последние слова, как напутствие молодому поколению Израиля, которое вот-вот войдет в землю.
Моисей начинает первую часть печально, указывая на бунтарство Израиля , продолжавшиеся в течение последних сорока лет. И это определяет всю первую часть книги, в которой Моисей призывает молодое поколение быть непохожими на своих родителей, ответить на милость Бога любовью и послушанием. Он напоминает им о десяти заповедях, как об основе завета, и говорит знаменитые слова: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.»
По еврейской традиции эту молитву называют "шама" из-за первого еврейского слова в этой фразе «Шама, Израиль». Она стала очень важной молитвой в иудаизме. Ее читают дважды в день. Она подчеркивает исключительное послушание израильтян своему Богу – единому истинному Богу, любящему их и спасшему их из рабства.
Израильтяне собираются войти в землю, где живут люди, поклоняющиеся множеству богов. И Моисей считает, что верность их Господу Богу – единственный способ прожить достойную жизнь. Обратите внимание на ключевые слова в шама – слушать и любить. Эти слова повсюду в первой части речи.
Слово "слушать" на еврейском означает больше, чем просто ощущать звуковые волны своими ушами. Это подразумевает ответ на то, что ты слышишь. Поэтому для Израиля это означало отвечать на Божью милость путем исполнения заповедей Завета.
А за слушанием всегда идет любовь. Любовь – истинная это подчинение закону. Тесная взаимосвязь между любовью и послушанием просматривается на протяжении всей книги.
Так что Моисей говорит им, если послушают и будут любить, то исполнят свое призвание, будучи потомками Авраама, и покажут всем народам мудрость и справедливость Бога и станут благословением для всех.
Вторая большая часть Второзакония – большой раздел о законе и заповедях. Отсюда книга и берет свое название. Второзаконие означает "второй закон", многие из этих законов мы уже слышали раньше. Он повторяет и поясняет заповеди, делая их соотносимыми с молодым поколением.
Есть заповеди о том, как Израиль должен поклоняться Богу, о том, какой должна быть структура их руководства, заповеди о социальной
справедливости и еще несколько заповедей об их поклонении.
И после всех этих заповедей Моисей предупреждает Израиль о последствиях послушания или непослушания и, о благословениях и проклятиях. Если они будут слушать и любить, они получат благословения и процветание в этой земле. Если нет, будет голод, наказания, им придется выйти из земли и быть скитальцами. И это подводит нас к заключительной части его речи.
Здесь Моисей говорит от имени Бога: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь. Но потом события разворачиваются очень интересно. После сорока лет скитаний Моисей знает, что израильтяне не послушаются, поэтому он предсказывает их преступление и даже их выход из земли обетованной.
Он указывает на то, что считает настоящим источников проблемы, – на их ожесточенные и эгоистичные сердца. Как будто Израиль был не способен по-настоящему любить Бога так, чтобы это вызывало послушание.
Но эта проблема относится не только к Израилю. На самом деле, Моисей, говоря о благословении и наказании, связывает историю Израиля с историей всего человечества, описанной в книге Бытие, главы с 1 по 3.
То есть Адам и Ева получили благословения от Бога и так же, как Израиль, стали перед выбором доверять и слушать Бога . И потом они взбунтовались и навели проклятие на землю.
И Моисей знает: точно так же собирается поступить и Израиль. Поэтому эти истории об ожесточенном сердце Израиля показывают состояние всего человечества. Но Моисей не потерял надежду. Это точно! Он говорит, что по ту сторону израильских скитаний Бог обещает каким-то образом преобразить их сердца, чтобы однажды они смогли по-настоящему слушать и любить.
В последних главах Иисус Навин назначается новым вождем Израиля. А после этого Моисей перечисляет весь закон. Тот самый, о котором он только что сказал, что он будет нарушен Израилем? И он кладет его в ковчег завета.
Затем Моисей восходит на вершину горы, чтобы взглянуть на землю обетованную издалека, и умирает. На этом заканчивается Тора.
Довольно странно заканчивать историю на этом месте. Мы же на пике событий. Они исполнят законы и будут верными в этой земле или нет?
История продолжается в книге Иисуса Навина – следующей книге Библии.
Библия - это единая история, ведущая к Иисусу и содержащая в себе глубочайшую мудрость для мира.
Спасибо что дочитали нас, спасибо за лайки, пишите Ваши комментарии и подписывайтесь на канал. Мы трудимся, для Вас. Всех Благ.