Найти в Дзене
kin0guru

Советская кинофантастика "Серебристая пыль" (1953)

Киноафиша
Киноафиша

Увидев стародавний год создания этого фильма, с большой долей вероятности можно попытаться с ходу угадать и поджанр фантастики, в котором он снят. Что, если не "ближний прицел"? Ведь именно он господствовал в советской НФ-литературе с конца 1930х и вплоть до середины 1950х (хотя отдельные авторы, как Владимир Немцов, и позже за его пределы не выходили); были изданы десятки книг, а к ним ещё множество литпубликаций в таких журналах как "Знание - сила" и "Техника - молодёжи".

Однако, советская кинофантастика - вещь совсем не предсказуемая: оказывается, в общей невеликой массе снятого в те годы "ближнеприцельное" не шибко и выделяется. Вспоминается разве что классическая кинокомедия " Весна " (1947) с грандиозными экспериментами по приручению солнечной энергии, ну и малоизвестный фильм " Тайна вечной ночи " (1955). А ведь в тот период появлялась и совершенно космическая фантастика - получасовой мультфильм "Полёт на Луну" (1953). Пусть он совсем детский, но что это меняет?

Советская афиша кинофильма "Серебристая пыль"
Советская афиша кинофильма "Серебристая пыль"

А были ж тогда и другие поджанры. И если до Великой Отечественной получила распространение так называемая "оборонная" фантастика - про изобретения, помогающие сражаться с внешним врагом, - то с началом "холодной войны" стали появлятся сатирические романы-памфлеты, пугающие контрастами в стране потенциального противника. С фабулой из разряда "жил-был учёный и его открытие чуть не попало в недостойные лапы..."

Полицейские разгоняют антивоенную манифестацию - кадр из к/ф "Серебристая пыль"
Полицейские разгоняют антивоенную манифестацию - кадр из к/ф "Серебристая пыль"

Да, подобные сюжеты встречались и в 1920-1930е - у того же Александра Беляева или начинающего Казанцева - однако после войны фантастико-приключенческие элементы чаще уже служили лишь фоном. Сверхзадачей же ставилось бичевание американской военщины и её сателлитов, вскрытие пороков и язв империализма и т. д. и т. п. К чему, в принципе и сводилась львиная доля советской сатиры той эпохи. Среди авторов назову Георгия Тушкана (роман "Чёрный смерч") и Лазаря Лагина ("Патент АВ"), более известного конечно по сказке про Хоттабыча.

Иллюстрация из газетной публикации 1953 года
Иллюстрация из газетной публикации 1953 года

В полной мере особенности такой литературы получили экранное отображение и в снятом в 1953 году кинофильме "Серебристая пыль", о котором и пойдёт речь ниже. Как таковой научной фантастики в нём одна-единственная микроскопическая доза и сводится она к факту изобретения американским учёным новейшего оружия массового поражения - радиоактивной пыльцы, которая в считанные минуты способна уничтожить живые силы противника на определённой территории, после чего быстро распадается на составляющие, для прибывшей армии победителя уже безвредные. Что-то наподобие предусматривалось в позднейших разработках нейтронной бомбы, отголоски международного движения за запрет которой донеслись в начале 1980-х и и до меня.

Весь научно-технический антураж сводится к тёмным коридорам с лампочками и полиэтиленовым халатам чёрного цвета. Спецэффекты тут отсутствуют как класс.
Весь научно-технический антураж сводится к тёмным коридорам с лампочками и полиэтиленовым халатам чёрного цвета. Спецэффекты тут отсутствуют как класс.

Отнако дальнейший сюжет картины отталкивается не от бесчеловечности или аморальности самого открытия, хотя сам профессор Стил тот ещё беспринципный и гадкий жук, которого интересует только финансовая выгода. Пьеса-первоисточник называется "Шакалы" и этим всё сказано. Именно с этими олицетворениями подлости и низости без обиняков в конце сравниваются главные отрицательные персонажи: потенциальный покупатель результатов смертоносного эксперимента президент Восточного треста Элтон Брюс и генерал Маккеннеди, тайно представляющий интересы конкурентов (Южного треста). Оба ради своих низменных интересов готовы пойти на всё. Из этой же своры непременный бывший эсэсовец Курт Шнайдер, а также представители власти - шериф и губернатор штата. Да и семейка Стила - жена и сын - ни чем не лучше. К тому же все поголовно изображены прямо-таки клиническими расистами... впрочем в городке и без них хватает всегда готовых устроить суд Линча.

-6

Итак, чтобы сорвать сделку с Южным трестом, Маккенеди требует проверить действие серебристо-серой пыли на живых людях и так как доставка пленных северокорейцев и китайцев (куда ж без эха недавней Корейской войны?) затянется, Брюс договаривается с губернатором, что тот предоставит для опытов приговорённых к казни негров... пардон, афроамериканцев. Таких пока в наличии нет, но сфабриковать дело и вынести нужный приговор не составит труда... а планы этих нелюдей предстоит сорвать прогрессивным горожанам из числа борцов за мир (и за всё хорошее против всего плохого).

Главный положительный герой справа
Главный положительный герой справа

Такой вот клюквенный коктейль положен в основу этого в целом небезынтересного фильма. Остросюжетная составляющая конечно придумана и выполнена топорно, но лишний раз полюбоваться на великолепную игру Ростислава Плятта (в роли циничного генерала) не помешает. А как по-актёрски хорош молодой Всеволод Ларионов, в сцене где профессорский сынок по глупости хватанул летальную дозу радиации!

Всеволод Ларионов в фильме "Серебристая пыль"
Всеволод Ларионов в фильме "Серебристая пыль"

С положительными героями обстоит похуже - они, как часто бывало в советском кинематографе периода "малокартинья", крайне плакатны и изъясняются "высоким штилем" от пропагандистов-агитаторов. Кстати, некоторые кинорецензенты ещё в год выхода "Серебристой пыли" на экраны не считали подобное достоинством:

Фильм не лишен и некоторых недостатков. Один из них, на наш взгляд, заключается в том. что постановщики фильма не в полной мере показали те силы, которые ведут активную борьбу против шакалов, поджигателей новой мировой войны. Это сказалось в известной степени и в обрисовке положительных героев, которые сыграны значительно слабее, чам отрицательные персонажи.
— из статьи Е. Степанова (декабрь 1953 г.)
Настоящие афроактёры!
Настоящие афроактёры!

В конце концов у меня сложилось впечатление, что именно в том как изображались простые "прогрессивные" американцы и заключается фантастичность кинодейства - желаемое выставить за действительное. А что касается, гангстерских способов решения политических и экономических разногласий, трудоустройства в США беглых нацистов или линчевания негров - это всё неприглядная историческая реальность, которую в своё время сами же штатовские журналисты с кинематографистами не стеснялись выводить на чистую воду. Обходясь без идейной поддержки советских коллег. В отличие от последних, американские сатирики - по штату ли, или по призванию - мало интересовались зарубежными проблемами. И в этом отношении мало что изменилось - по обе стороны Атлантики.

(3/5)

(с) Albert Magnus специально для kin0guru

#советская кинофантастика #забытое кино от kin0guru