Увидев стародавний год создания этого фильма, с большой долей вероятности можно попытаться с ходу угадать и поджанр фантастики, в котором он снят. Что, если не "ближний прицел"? Ведь именно он господствовал в советской НФ-литературе с конца 1930х и вплоть до середины 1950х (хотя отдельные авторы, как Владимир Немцов, и позже за его пределы не выходили); были изданы десятки книг, а к ним ещё множество литпубликаций в таких журналах как "Знание - сила" и "Техника - молодёжи".
Однако, советская кинофантастика - вещь совсем не предсказуемая: оказывается, в общей невеликой массе снятого в те годы "ближнеприцельное" не шибко и выделяется. Вспоминается разве что классическая кинокомедия " Весна " (1947) с грандиозными экспериментами по приручению солнечной энергии, ну и малоизвестный фильм " Тайна вечной ночи " (1955). А ведь в тот период появлялась и совершенно космическая фантастика - получасовой мультфильм "Полёт на Луну" (1953). Пусть он совсем детский, но что это меняет?
А были ж тогда и другие поджанры. И если до Великой Отечественной получила распространение так называемая "оборонная" фантастика - про изобретения, помогающие сражаться с внешним врагом, - то с началом "холодной войны" стали появлятся сатирические романы-памфлеты, пугающие контрастами в стране потенциального противника. С фабулой из разряда "жил-был учёный и его открытие чуть не попало в недостойные лапы..."
Да, подобные сюжеты встречались и в 1920-1930е - у того же Александра Беляева или начинающего Казанцева - однако после войны фантастико-приключенческие элементы чаще уже служили лишь фоном. Сверхзадачей же ставилось бичевание американской военщины и её сателлитов, вскрытие пороков и язв империализма и т. д. и т. п. К чему, в принципе и сводилась львиная доля советской сатиры той эпохи. Среди авторов назову Георгия Тушкана (роман "Чёрный смерч") и Лазаря Лагина ("Патент АВ"), более известного конечно по сказке про Хоттабыча.
В полной мере особенности такой литературы получили экранное отображение и в снятом в 1953 году кинофильме "Серебристая пыль", о котором и пойдёт речь ниже. Как таковой научной фантастики в нём одна-единственная микроскопическая доза и сводится она к факту изобретения американским учёным новейшего оружия массового поражения - радиоактивной пыльцы, которая в считанные минуты способна уничтожить живые силы противника на определённой территории, после чего быстро распадается на составляющие, для прибывшей армии победителя уже безвредные. Что-то наподобие предусматривалось в позднейших разработках нейтронной бомбы, отголоски международного движения за запрет которой донеслись в начале 1980-х и и до меня.
Отнако дальнейший сюжет картины отталкивается не от бесчеловечности или аморальности самого открытия, хотя сам профессор Стил тот ещё беспринципный и гадкий жук, которого интересует только финансовая выгода. Пьеса-первоисточник называется "Шакалы" и этим всё сказано. Именно с этими олицетворениями подлости и низости без обиняков в конце сравниваются главные отрицательные персонажи: потенциальный покупатель результатов смертоносного эксперимента президент Восточного треста Элтон Брюс и генерал Маккеннеди, тайно представляющий интересы конкурентов (Южного треста). Оба ради своих низменных интересов готовы пойти на всё. Из этой же своры непременный бывший эсэсовец Курт Шнайдер, а также представители власти - шериф и губернатор штата. Да и семейка Стила - жена и сын - ни чем не лучше. К тому же все поголовно изображены прямо-таки клиническими расистами... впрочем в городке и без них хватает всегда готовых устроить суд Линча.
Итак, чтобы сорвать сделку с Южным трестом, Маккенеди требует проверить действие серебристо-серой пыли на живых людях и так как доставка пленных северокорейцев и китайцев (куда ж без эха недавней Корейской войны?) затянется, Брюс договаривается с губернатором, что тот предоставит для опытов приговорённых к казни негров... пардон, афроамериканцев. Таких пока в наличии нет, но сфабриковать дело и вынести нужный приговор не составит труда... а планы этих нелюдей предстоит сорвать прогрессивным горожанам из числа борцов за мир (и за всё хорошее против всего плохого).
Такой вот клюквенный коктейль положен в основу этого в целом небезынтересного фильма. Остросюжетная составляющая конечно придумана и выполнена топорно, но лишний раз полюбоваться на великолепную игру Ростислава Плятта (в роли циничного генерала) не помешает. А как по-актёрски хорош молодой Всеволод Ларионов, в сцене где профессорский сынок по глупости хватанул летальную дозу радиации!
С положительными героями обстоит похуже - они, как часто бывало в советском кинематографе периода "малокартинья", крайне плакатны и изъясняются "высоким штилем" от пропагандистов-агитаторов. Кстати, некоторые кинорецензенты ещё в год выхода "Серебристой пыли" на экраны не считали подобное достоинством:
Фильм не лишен и некоторых недостатков. Один из них, на наш взгляд, заключается в том. что постановщики фильма не в полной мере показали те силы, которые ведут активную борьбу против шакалов, поджигателей новой мировой войны. Это сказалось в известной степени и в обрисовке положительных героев, которые сыграны значительно слабее, чам отрицательные персонажи.
— из статьи Е. Степанова (декабрь 1953 г.)
В конце концов у меня сложилось впечатление, что именно в том как изображались простые "прогрессивные" американцы и заключается фантастичность кинодейства - желаемое выставить за действительное. А что касается, гангстерских способов решения политических и экономических разногласий, трудоустройства в США беглых нацистов или линчевания негров - это всё неприглядная историческая реальность, которую в своё время сами же штатовские журналисты с кинематографистами не стеснялись выводить на чистую воду. Обходясь без идейной поддержки советских коллег. В отличие от последних, американские сатирики - по штату ли, или по призванию - мало интересовались зарубежными проблемами. И в этом отношении мало что изменилось - по обе стороны Атлантики.
(3/5)
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#советская кинофантастика #забытое кино от kin0guru