За последние две недели Суэцкий канал дважды оказывался закрыт из-за огромных судов. Сначала 23 марта сел на мель 400-метровый контейнеровоз "Эвер Гивен», а 6 апреля его судьбу повторил танкер.
В обоих случаях канал был заблокирован, что привело к финансовым убыткам мирового уровня.
Давайте разберемся, на что конкретно могли повлиять подобные пробки. А главное - как это отразиться на российском покупателе.
90% торговли приходится именно на морские перевозки. Пока все задействованные суда из этого процента перемещаются преимущественно в тропических морях. Суэцкий канал пропускает почти 17000 судов в год и почти 1 млрд тонн груза.
Во-первых, заторы из морских судов, которые мы наблюдали недавно увеличивают сроки доставки товаров по всему миру.
Во-вторых, одни убытки! Блокировка канала ежедневно задерживала товары на сумму почти 9,6 млрд долларов в день или 400 млн долларов в час. А платить в итоге будет потребитель, потому что торговые сети просто увеличат стоимость товаров, чтобы снять с себя эту нагрузку и хотя бы как-то компенсировать расходы на доставку.
Например, некоторые компании отправили свои суда по обходному пути — вокруг мыса Доброй Надежды, через Африку. Это сразу прибавляет расстояние пути в 5600 км и 12 дней к сроку.
В-третих, подобные проблемы вызывают рост цен на нефть, после происшествия стоимость перевозки нефтепродуктов морским путем выросла в два раза. После продолжавшегося три недели падения в связи с потерей спроса из-за новых локдаунов в Европе цены поднялись на 2%.
По данным статистической компании, которая отслеживает танкеры, через Суэцкий канал ежедневно проходит 1,74 млн баррелей нефти сырца. И это при общем ежедневном трафике в 39,2 млн.
Как еще можно осуществлять перевозку товаров?
Северный морской путь — кратчайший морской путь доставки грузов. Для сравнения груз из Китая таким образом можно доставить за 20 дней, в то время, как доставка через Суэцкий канал занимает до полутора месяцев. Но северный морской путь у берегов России открыт лишь три месяца в году: август, сентябрь и октябрь.
Но помните объемы, которые проходят через Суэцкий канал? А по северному пути в 2017 году прошли лишь 29 судов за весь год. Китайцы и японцы впервые отправили через Арктику контейнеровоз. Он возит все: от кроссовок до автомобилей. Но эксперты говорят, что еще лет 20 и Северный морской путь заработает в полную силу.
Затор Суэцкого канала обнажил проблемы всех видов транспортировок. Например, железнодорожное сообщение с Владивостоком осуществляется с перебоями, так как пункты приема и отправки просто не справились с объемами заказов в дни морского затора. Китай так же временно приостановил поставку из-за возросшего ажиотажа. Да и вообще, они только отошли от Китайского Нового года. А там его отмечают всей страной — не работает никто.
В конечном счете крупные игроки рынка не смогут из-за финансовых потерь, связанных с казалось бы просто морской аварией, держать цены на прежнем уровне для своих партнеров. Понесенные расходы преобразуются в наценки на стоимость сырья, материалов, производства и доставки. И в результате эти самые потери лягут на плечи конечного потребителя.
Если вы думали о крупных приобретениях, ремонте, смене интерьера или бытовой технике, самое время срочно принять решение о покупке. Ведь время играет не в нашу пользу. Со дня на день стоимость всех категорий импортных товаров или товаров, хоть как-то зависящих от иностранного сырья, увеличится.
Но кто предупрежден - тот вооружен. Теперь вы точно знаете, насколько зависите от мировой экономики. Надеемся, статья была полезной, а изложенная информация поможет принять нужное решение вам во благо.