Футбол на протяжении всей своей многолетней истории всегда был непрерывно связан с насилием, которое происходило около него. Связанно это с тем, что вид спорта этот всегда был популярен в основном не у самых богатых и состоятельных слоёв населения, в которых само проявление насилия никогда не являлось чем-то из ряда вон выходящим. С распространением футбола по миру за ним неустанно шли драки на поле и возле него. Подобное агрессивное поведение футбольных хулиганов привлекло к себе и втянуло целое субкультурное движение скинхедов. Что вполне логично и, может быть, было неизбежно. Футбольное насилие стало частью субкультуры скинхедов. В результате чего, с началом их политизированности начинались также политизироваться и футбольные трибуны. В городах, где преимущественно были скинхеды УП направленности на секторах вывешивали кельтские кресты, свастику, Мёртвую голову.... а где были сильны шавочные настроения — наоборот.
Понимание этого взаимного субкультурного влияния скинхедов и хулиганов крайне важно в понимании взаимодействия УП и футбольных хулиганов в России.
У нас УП массово пришли на сектора в 90-ых в виде молодого, но активно развивающегося в стране движения скинхедов. Так как, в России явное большинство скинхедов были УП направленности, то и трибуны у нас запестрили нацистской символикой. В базах силовых структур одни и те же люди числились, как активные скинхеды, так и футбольные хулиганы. А сами матчи привлекали людей, которым сам футбол был абсолютно неинтересен, они шли на него встретиться с друзьями, а после выплеснуть агрессию на иммигрантов или таких же скинхедов с противоположной трибуны.
С годами ситуация начала меняться. Футбольное насилие стало приобретать структурность в виде строгого разделения на банды внутри движей и сегрегацию внутри банд. Эпоха «драк общаками» кончилась. И говорить, что общаками не дерутся только из-за того, что сейчас физически «Китай-город» или «1905 года» не дадут сделать мусора, на мой скромный субъективный взгляд, было бы неправильно. Это просто не нужно рулям топовых банд. Например, никто же не делает драки общаков на поляне, где риски быть задержанным минимальны, а последствий со стороны правоохранителей нет. Гораздо интереснее делать что-то в рамках своей банды, обходя конкурентов со своего же сектора. Подобная конкуренция привела к новому витку развития ОФ в России.
Параллельно этому развитию футбольного хулиганизма в стране, так же не стояли на месте и УП. Деятельность таких организаций, как БОРН, БТО и НСО Север перевернули само понимание деятельности УП. Это понимание заставило Движение эволюционировать от субкультуры скинхедов до национал-революционеров. От подтяжек и рубашек в клетку, как от субкультурных элементов, так же УП отказались и от футбола.
Теперь абсолютно нельзя рассматривать русский ОФ, как часть УП Движения. Да, безусловно, оно наложило неизгладимый отпечаток на ОФ, но сейчас это абсолютно отдельно развивающиеся социальные явления, изредка пересекающиеся друг с другом. И это печально. Политический потенциал футбольного хулиганизма наглядно продемонстрирован на Украине. В рамках сегодняшних политических реалий в России и упадка нашего Движения в целом, потеря трибун — это потеря улицы. Объясню почему.
Произошла смена поколений. Хулиганизм сфокусировался на главном принципе своей природы — насилии. УП же сфокусировались на качалке и модных футболочках. По сути своей, когда говорят, что «наш футбольчик не Рахова», я согласен. Но и качалочки с татуировочками в модных маячках и турнирами — не Рахова тоже. УП ушли из субкультуры скинхедов с их алкоголизмом и уличным насилием, но «Боровиковыми» так и не стали. УП Движение в лице молодёжи фактически лишено насилия, но полно пафоса, безделия и видимости какой-то непонятной деятельности. Честно говоря, я сомневаюсь, что эти парни могут противостоять кому-то на улице.
Это ключевой момент различия сегодняшних УП и хулиганов. Отношение к насилию. Я уже давно вывел для себя правило, что тот, кто больше всех говорит о драках хулиганов в контексте «русский русского, а лучше бы били хачей»
на самом деле сам никаких хачей то и не бьёт.
Национализм — неотъемлемая составляющая русского хулиганизма. И это факт. Но есть огромнейшая разница между национализмом и НС. Самое печальное, что после Манежки это понял Кремль, а не УП. Аполитичная группа людей всегда движется в сторону тех, кто с ней работает. Да, всегда были провластные персонажи в движах, которые громили штабы оппозиции и были членами ДМД и «Наши». Но в те года трибуны сохраняли свой УП колорит лишь от того, что на секторах стояли крепкие бритоголовые парни. Вернутся ли они?