Найти тему
А.Брусницына.

Наши близкие уходят, а мы остаемся. И с нами остается наше чувство вины

Фото из открытого доступа
Фото из открытого доступа

Здравствуйте все, кто меня читает! С вами Анфиса.

Сегодня у меня будет очень тяжелая для меня тема. Поэтому я оставила возможность комментировать эту статью только тем, кто всё это время был со мной в одной лодке , поддерживал меня и сопереживал вместе со мной – моим подписчикам. Я знаю, что большинство из вас – это те, кто так же как и я ежедневно варится в этом вареве под названием «уход за престарелым родственником, часто с проблемами ментального характера». То, что я скажу сегодня – вещь очень серьезная. Я знаю, чем я рискую, печатая эту статью. Сейчас налетят хейтеры и белопальтовые и обвинят меня во всех смертных грехах. Пожалуйста, запомните, то, что здесь сегодня будет написано. Лучше бы эти данные вам никогда не пригодились. НО – предупрежден, значит – вооружен.

Итак. Сегодня ровно неделя, как ушла из жизни мама моего мужа, за которой я ухаживала десять лет без двух месяцев.
Я подробно описала всё, что происходило в эти несколько скорбных дней в статье
Моя вахта закончилась. Я довела свою свекровь до конца

Прошла уже неделя. Завтра 9-й день. Мы пойдем на клaдбище, потом соберемся с родственниками за поминальным столом. Конечно, уже стало немного отпускать. Но очень тяжело сразу перестроиться с образа жизни, в котором всё было подчинено уходу за бабулей, на нормальный образ жизни. Я пока еще за волосы пытаюсь себя вытаскивать из затягивающей меня депрессии. Загружаю себя делами. Тем более, что особо сидеть некогда. До поездки в Москву осталось десять дней, а у меня еще не сделаны все отчеты. Придется поднажаться. И в то же время, у меня опускаются руки. Вижу, как безвозвратно пропадают цветы, цепкий взгляд замечает пыль и грязь. Но сил что-то сделать пока нет.

Всё время смотрю на часы – ага, подходит время кормления, или мытья. Потом что-то щелкает в мозгу – уже ничего не нужно. Всё время кажется, что она вот-вот позовет тонким и громким голосом: «Ася! Ася! Ася!». Потом снова отпустит – не позовёт. Дочери всё время чудится, что она меня кричит.
И всё время накатывает какое-то чувство вины, что я недостаточно хорошо выполнила свой долг. Что можно было что-то сделать еще, чтобы пожила подольше.

Конечно, понимаю, что пришло время. Что, в лучшем случае, я отодвинула бы ее уход, может быть, на месяц-два. Но он был неизбежен.

Десять лет назад моя мама тяжело болела, и я пыталась как-то облегчить и продлить ее существование. Ее лечащий врач тогда сказала мне: «Умирaют не от старости, а от болезней. Что вы ее мучаете? Дайте ей спокойно умeрeть».

Во многих статьях про деменцию я читала, что сама по себе деменция не является причиной смерти. Обычно такие больные умирают от внешних заболеваний – сердечной недостаточности, проблем с кишечником, пневмонии и тд.

Моя свекровь по жизни имела очень крепкое здоровье. В свои 93 она не имела инвалидности, хорошо и моложаво выглядела. Она всю жизнь поддерживала свое здоровье. Конечно, были у нее и серьезные операции, и хронические заболевания, но в целом она была здорова для своего возраста.

Я много читала про то, как уходят из жизни люди глубоко преклонного возраста. То, что я узнавала, я писала здесь, в этих статьях.
Оказывается, этого было недостаточно! И узнать об этом было негде. По-крайней мере, мне ни разу не попалась на глаза такая информация.

Под этой моей статьёй из всех комментариев с соболезнованиями и добрыми пожеланиями выделяются комментарии трех авторов.
Я специально сюда сохранила скрины нашей переписки, чтобы вы, мои дорогие сострадальцы, запомнили это для себя.

Я уже писала, что нашей бабушке не стали делать пaтологоaнатомическое исследование. Участковый терапевт дала мне написать заявление, я подписала его у завполиклиникой, отнесла в мoрг и на этом эти печальные формальности были закончены. Врачи скорой мне предлагали сделать вскрытие, чтобы просто знать, от чего скончалась бабуля. Мы, из уважения к ее возрасту и чтобы не терзать ее высохшее тело, отказались.
Но по моему описанию в моей статье два врача, один из которых патологоaнатом сделала заключение, что
у бабушки в последние дни были серьезнейшие проблемы с кишечником, что и ускорило ее конец. То же самое, но другими словами, написала еще один врач по имени Елена. Есть еще один комментарий, там своим печальным опытом делится женщина, у которой точно так же ушла из жизни мама.

Так вот, мои дорогие. Меня сейчас накрывает чувство огромной вины, что я что-то проглядела в уходе. У бабушки были давно серьезные проблемы со стулом. Я старалась расслабить её таблетками и каплями. Капли перестали действовать. И я давала таблетки. В принципе, по времени всё было, как обычно. С трудом, с таблетками, но регулряно раз в четыре дня мы с этой проблемой справлялись. Она не жаловалась, что у нее что-то болит, аппетит был нормальный. Все изменилось в последние три дня.

Мой уход не был профессиональным.
Мой уход не был профессиональным.

Врач Елена в своем комментарии прямо упрекает меня, что я не делала необходимых в таких ситуациях процедур, что и привело к трагедии. Но, Боже мой, кто бы мне подсказал, что конкретно я должна была делать! Ведь никто не учит этому. Никто не подскажет.
Ведь даже врачи скорой, которую я вызывала при жизни бабушки два раза, не сказали мне, что дело плохо и ситуация критическая. Что это – некомпетенция или просто уже соответствующее отношение к больным такого возраста?

Все, кто категорически отрицает помещение таких больных в пансионаты или дома престарелых и ратует за домашний уход, должны знать, что родственники не обладают чаще всего такими специфическими знаниями и в критической ситуации просто не будут знать, что делать, в отличие от персонала спецучреждений.

Очень ценны комментарии патологоанатома Ники. Мало того, что она смогла понять, что послужило причиной ухода из жизни бабушки, она написала о том, что сейчас вообще ситуация с уходом за стариками страшная. Что на патологоанатомические исследования всё чаще привозят стариков в ужасном запущенном состоянии, грязных, с пролежнями. Что по одному взгляду опытный патологоанатом сразу скажет, каков был уход.

-3

-4
-5
-6
-7
Может, кому-то пригодится взгляд специалиста со стороны.
Может, кому-то пригодится взгляд специалиста со стороны.

Вот для чего я всё это написала?

Вы давно читаете мои статьи. Вы знаете, что я не занимаюсь тут мазохизмом. Моя цель – рассказать и научить тому, что знаю сама, как достойно пройти этот путь. Да, я знаю, что бывает невыносимо тяжело. Но надо помнить, что нашим близким тоже очень тяжело. Они страдают от беспомощности, от невозможности управлять своим телом. Они страдают от боли и часто не могут нам этого сказать. Как бы нам не было тяжело, но давайте будем относиться к ним так, как нам бы хотелось, чтобы относились к нам, облегчать их страдания. Чтобы потом не было страха, что ты невольно приблизил конец близкого человека, приблизил его по неосторожности. Давайте будем ЗНАТЬ.
Кстати, среди комментариев попался отличный совет, как пробить тяжелейший запор -

Автор Наталочка я.
Автор Наталочка я.

Мне казалось, всё сделала для мамы моего мужа. Она была у меня всегда чистая, я мыла ее каждый день, ни о каких пролежнях не могло быть и речи, я мазала ее сухие ноги кремом после мытья. Я кормила ее тем, что она любила и могла есть, пекла ей пироги, топила молоко. Я не забывала давать ей лекарства. И всё же проглядела. И сейчас испытываю огромное чувство вины и просто не знаю, как мне жить дальше с этим.

Спасибо, что читаете.