Найти в Дзене
Простые вопросы

Вы знали про космический спецназ? А он есть, и вот рассказ его ветерана

Оглавление

Раньше говорить про это было запрещено, но теперь гриф «Секретно» сняли: офицер-десантник рассказал, как он спасал космонавтов.

Эмблема  миссии «Союз-18-1»
Эмблема миссии «Союз-18-1»

Их никогда не называли «космическим спецназом», про них вообще знали только специалисты, близкие к космическим полетам. Само подразделение называлось «ПДГ»: Парашютно-десантная группа по обслуживанию космических полетов. Ничего толком не понятно? Правильно, так и было задумано!

Секретное подразделение создали в 1975 году, когда стало понятно: космические капсулы при возвращении на Землю приземляются вовсе не там, где планировалось, и искать космонавтов становится всё сложнее. Проблема оформилась в самом первом полете: Юрий Гагарин приземлился не в Казахстане, а под Саратовом, «промахнувшись» на несколько сот километров. В космосе не все бывает по плану. Например, полет Гагарина проходил на 40 км. выше запланированных параметров, оттого и место посадки изменилось, да еще система торможения «заглючила»…

Сверхстранный и сверхсекретный набор

Мой герой - офицер-отставник ВДВ, военный врач Николай Алексеевич Макаров. В 1975 году он стал выпускником военно-медицинской академии, а перед этим окончил училище воздушно-десантных войск. Доктор и десантник в одном лице! Командование предложило молодому «старлею» послужить «в одном из подразделений ВВС», при этом подробностей не сообщалось, требовалось лишь принципиальное согласие рисковать.

Старший лейтенант Макаров в снаряжении ПДГ, 1975 год. Фото из архива офицера
Старший лейтенант Макаров в снаряжении ПДГ, 1975 год. Фото из архива офицера

«Набирали спецов, умеющих прыгать с парашютом и имеющих медицинское образование» - вспоминает Николай Макаров.

«Когда меня «отобрали», я понял, что попал в отряд для спасения космонавтов, где требовались люди с боевым опытом. Предполагалось, что придется парашютироваться, потому и набирали десантников».

Пять лет, с 1975 по 1980 год Макаров спасал космонавтов. Для каждой звездной миссии бойцам ПДГ нашивали особые шевроны с логотипом полета. Все эти эмблемы офицер хранит как память…

Космическое ЧП (одна из его историй)

5 апреля, 1975 год. Корабль «Союз-18-1» завершает полет. На борту Василий Лазарев и Олег Макаров (однофамилец нашего героя!) готовятся к посадке.

Но на 289-й секунде из шести пирозамков хвостового отсека срабатывают и открываются только три. Включившаяся ступень ракетного двигателя своей мощью выламывает несработавшие устройства, но это приводит к тому, что спускаемый аппарат начинает раскручиваться. Углы отклонения превышают нормативные. Система аварийного спасения срабатывает, но из-за этой «карусели» автоматика капсулы теряет ориентиры «верх – низ». Аппарат должен был «выстрелить вверх, а затем плавно опуститься на матушку Землю. Вместо этого он начинает «притормаживать», создавая внутри такие нагрузки, что космонавтов буквально «расплющивает»!

Потом инженеры подсчитали: вместо допустимых нагрузок 10 g Макаров с Лазаревым вынесли запредельные 26 g!

Результат: модуль приземлился, но совсем не там, где его ожидали специалисты ЦУПа: на юго-западе от Горно-Алтайска, в приграничном районе с Китаем. Но проблема была не только в этом. На высоте 1200 м. круглый аппарат покатился по горному склону прямо в пропасть…

Невезунчики и инопланетяне

Космонавтам невероятно повезло! Капсула зацепилась парашютами в 152 метрах от бездны.

«Недодавленные» перегрузками космонавты выбрались на морозный воздух (- 7) и жуткую метель. На помощь им направили группу альпинистов, но та попала под лавину!

Оборвать эту цепь невезений должен был «АН-24» с ПДГ на борту под командованием старшего лейтенанта Макарова. В группе два автоматчика, связист врач. Они вылетели сразу после ЧП с альпинистами. Ветер внизу превышал 20 м/с: прыгать в такой обстановке - самоубийство. Но офицеры готовы выполнить приказ. Самолет достигает нужной точки, загорается красный плафон, открывается люк, бортмеханик успевает благословить десантников: «С богом!»…

И люк захлопывается! В Москве решают не рисковать людьми, если уж космонавты обнаружены.

Но спасать Лазарева и Макарова как-то надо. И делать это придется с воздуха, потому что с земли не получится.

Н. А. Макаров вспоминает:

«И вот на плацу Семипалатинска стоят несколько ПДГ. Готовы к вылету «АН-12», «АН-24», вертолеты «МИ-6» и «МИ-8». Командующий снова приказывает десантироваться. Загружаю снаряжение и слышу разговор спасателей по рации: «Видим троих космонавтов. Они курят!»
Из Москвы начальство отвечает, негодует в трубку: «Вы там белены объелись?! Откуда третий взялся?! Инопланетянин?! Какие сигареты!? А водку у вас на орбите не пьют?!»
Всех успокоили сотрудники КГБ: «Товарищ …третий – местный лесник. Его доставили вертолетом, когда увидели, что кто-то костры жжет. А это Лазарев уничтожал документы об экспериментах на орбите, как положено по инструкции. Они же подумали, что в Китае сели, а не на нашу высоту «Теремок-3».

Мы не стали прыгать, подняли всех с вертолетом, который завис над капсулой. Даже лесника эвакуировали: космонавт Макаров отказался без него лететь.

… Альпинистов тоже откопали, так что никто не погиб!

Военный пенсионер Алексей Макаров за рабочим столом. Фото автора
Военный пенсионер Алексей Макаров за рабочим столом. Фото автора

Сейчас отставник ВДВ Николай Макаров на заслуженной пенсии, пишет книги. Материала хватает: военврач после 1980-го попал в Афганистан…