Раньше говорить про это было запрещено, но теперь гриф «Секретно» сняли: офицер-десантник рассказал, как он спасал космонавтов.
Их никогда не называли «космическим спецназом», про них вообще знали только специалисты, близкие к космическим полетам. Само подразделение называлось «ПДГ»: Парашютно-десантная группа по обслуживанию космических полетов. Ничего толком не понятно? Правильно, так и было задумано!
Секретное подразделение создали в 1975 году, когда стало понятно: космические капсулы при возвращении на Землю приземляются вовсе не там, где планировалось, и искать космонавтов становится всё сложнее. Проблема оформилась в самом первом полете: Юрий Гагарин приземлился не в Казахстане, а под Саратовом, «промахнувшись» на несколько сот километров. В космосе не все бывает по плану. Например, полет Гагарина проходил на 40 км. выше запланированных параметров, оттого и место посадки изменилось, да еще система торможения «заглючила»…
Сверхстранный и сверхсекретный набор
Мой герой - офицер-отставник ВДВ, военный врач Николай Алексеевич Макаров. В 1975 году он стал выпускником военно-медицинской академии, а перед этим окончил училище воздушно-десантных войск. Доктор и десантник в одном лице! Командование предложило молодому «старлею» послужить «в одном из подразделений ВВС», при этом подробностей не сообщалось, требовалось лишь принципиальное согласие рисковать.
«Набирали спецов, умеющих прыгать с парашютом и имеющих медицинское образование» - вспоминает Николай Макаров.
«Когда меня «отобрали», я понял, что попал в отряд для спасения космонавтов, где требовались люди с боевым опытом. Предполагалось, что придется парашютироваться, потому и набирали десантников».
Пять лет, с 1975 по 1980 год Макаров спасал космонавтов. Для каждой звездной миссии бойцам ПДГ нашивали особые шевроны с логотипом полета. Все эти эмблемы офицер хранит как память…
Космическое ЧП (одна из его историй)
5 апреля, 1975 год. Корабль «Союз-18-1» завершает полет. На борту Василий Лазарев и Олег Макаров (однофамилец нашего героя!) готовятся к посадке.
Но на 289-й секунде из шести пирозамков хвостового отсека срабатывают и открываются только три. Включившаяся ступень ракетного двигателя своей мощью выламывает несработавшие устройства, но это приводит к тому, что спускаемый аппарат начинает раскручиваться. Углы отклонения превышают нормативные. Система аварийного спасения срабатывает, но из-за этой «карусели» автоматика капсулы теряет ориентиры «верх – низ». Аппарат должен был «выстрелить вверх, а затем плавно опуститься на матушку Землю. Вместо этого он начинает «притормаживать», создавая внутри такие нагрузки, что космонавтов буквально «расплющивает»!
Потом инженеры подсчитали: вместо допустимых нагрузок 10 g Макаров с Лазаревым вынесли запредельные 26 g!
Результат: модуль приземлился, но совсем не там, где его ожидали специалисты ЦУПа: на юго-западе от Горно-Алтайска, в приграничном районе с Китаем. Но проблема была не только в этом. На высоте 1200 м. круглый аппарат покатился по горному склону прямо в пропасть…
Невезунчики и инопланетяне
Космонавтам невероятно повезло! Капсула зацепилась парашютами в 152 метрах от бездны.
«Недодавленные» перегрузками космонавты выбрались на морозный воздух (- 7) и жуткую метель. На помощь им направили группу альпинистов, но та попала под лавину!
Оборвать эту цепь невезений должен был «АН-24» с ПДГ на борту под командованием старшего лейтенанта Макарова. В группе два автоматчика, связист врач. Они вылетели сразу после ЧП с альпинистами. Ветер внизу превышал 20 м/с: прыгать в такой обстановке - самоубийство. Но офицеры готовы выполнить приказ. Самолет достигает нужной точки, загорается красный плафон, открывается люк, бортмеханик успевает благословить десантников: «С богом!»…
И люк захлопывается! В Москве решают не рисковать людьми, если уж космонавты обнаружены.
Но спасать Лазарева и Макарова как-то надо. И делать это придется с воздуха, потому что с земли не получится.
Н. А. Макаров вспоминает:
«И вот на плацу Семипалатинска стоят несколько ПДГ. Готовы к вылету «АН-12», «АН-24», вертолеты «МИ-6» и «МИ-8». Командующий снова приказывает десантироваться. Загружаю снаряжение и слышу разговор спасателей по рации: «Видим троих космонавтов. Они курят!»
Из Москвы начальство отвечает, негодует в трубку: «Вы там белены объелись?! Откуда третий взялся?! Инопланетянин?! Какие сигареты!? А водку у вас на орбите не пьют?!»
Всех успокоили сотрудники КГБ: «Товарищ …третий – местный лесник. Его доставили вертолетом, когда увидели, что кто-то костры жжет. А это Лазарев уничтожал документы об экспериментах на орбите, как положено по инструкции. Они же подумали, что в Китае сели, а не на нашу высоту «Теремок-3».
Мы не стали прыгать, подняли всех с вертолетом, который завис над капсулой. Даже лесника эвакуировали: космонавт Макаров отказался без него лететь.
… Альпинистов тоже откопали, так что никто не погиб!
Сейчас отставник ВДВ Николай Макаров на заслуженной пенсии, пишет книги. Материала хватает: военврач после 1980-го попал в Афганистан…