Найти в Дзене
Фильмокнижие

Пожары Высоцкого и сегодня обжигают

Для приключенческого фильма Самвела Гаспарова «Забудьте слово «смерть» Владимир Высоцкий написал песню «Пожары».

Действие фильма происходит в годы гражданской войны на Украине. Разбойничает банда Митьки Кикотя, которую должен разбить комиссар Иван Островой. Местный милиционер Левченко с недоверием встречает Ивана. Островой освобождает двух бандитов и исчезает, так он проникает в банду как посланник барона Врангеля.

Песня Высоцкого «Пожары» в фильм не вошла. Почему? Ответа автору не дали. Наверное, в Советском Союзе нельзя было допустить в фильм о гражданской войне такую философскую историю о времени и о себе.

Песня, мощная, смелая, сильная, была благороднее истории гражданской войны, ее героев:

Пожары над страной все выше, жарче, веселей,
Их отблески плясали в два притопа, три прихлопа,
Но вот Судьба и Время пересели на коней,
А там – в галоп, под пули в лоб, -
И мир ударило в озноб
От этого галопа.

Лирический герой – военный, живущий «в невероятной скачке свой краткий век». А еще здесь звучит вневременной голос поэта, чьи кони – Судьба и Время. Если лирического героя подстерегают в битве шальные пули, от которых спасет лишь удача да галоп, то поэту грозят пули критиков, пули злопыхателей, от них не менее больно, а увернуться уж точно не получится, ведь, действительно, метят в лоб, не жалеют, бьют без пощады. Поэтому и тот и другой чувствуют озноб.

Новая строфа звучит так:

Шальные пули злы, слепы и бестолковы,
А мы летели вскачь – они за нами влет,
Расковывались кони – и горячие подковы
Летели в пыль на счастье тем, кто их потом найдет.

Здесь используются антитеза и гипербола. Противопоставлен лирический герой и враги, поэт и толпа. Окказионализм «расковывались» будит ряд ассоциаций: потерянная подкова – драма коня и всадника станет чьим-то талисманом на счастье, а если конь – поэтические строки, которые звучат свободно, раскованно, а после гибели поэта становятся гимном поколения и залогом счастья?

-2

Что-то безудержное, дерзкое роднит лирического героя с героями 1812 года, отличает от героев гражданской войны:

Увертливы поводья, словно угри,
И спутаны и волосы, и мысли на бегу,
А ветер дул – и расплетал нам кудри,
И распрямлял извилины в мозгу.

Господи, как неожиданно и прекрасно: «и волосы, и мысли» - зевгма, употребление разнородных слов как однородных членов. Как преображается в этой лихой скачке к жизни лирический герой, как он очищается, «распрямляется», вырастает и прорастает как личность.

Ни бегство от огня, ни страх погони – ни при чем,
А – Время подскакало, и Фортуна улыбалась,
И сабли седоков скрестились с солнечным лучом;
Седок – поэт, а конь – Пегас,
Пожар померк, потом погас,
А скачка разгоралась.

Да, вот только в этой строфе поэт подсказывает нам, что это история о творчестве, о попытке вписать свое слово в свиток времени, о том, что Фортуна – дева капризная – улыбка ее многообещающа, но коварна: при жизни поэт доносил свои тексты лишь как песни, их не публиковали.

Он показывает, что вдохновение подобно пожару, а в ритмичной скачке слов и мыслей ему трудно остановить бег Пегаса.

Еще не видел свет подобного аллюра –
Копыта били дробь, трезвонила капель.
Помешанная на крови слепая пуля-дура
Прозрела, поумнела вдруг – чаще била в цель.

Да, чем ярче слово, личность, тем больше слепых пуль летит в его адрес, критика «поумневшая» все прицельнее бьет, поэтому граду пуль, злому, едкому, обидному лирический герой может противопоставить только живой ритм копыт Пегаса да капель как символ жизни, весны, обновления…

-3

А может, слез, оплакивающих героя?

И кто кого – азартней перепляса,
И кто скорее – в этой скачке опоздавших нет,
А ветер дул, с костей сдувая мясо
И радуя прохладою скелет.
Удача впереди и исцеленье больным.
Впервые скачет Время напрямую – не по кругу.
Обещанное завтра будет горьким и хмельным…
Легко скакать – врага видать,
И друга тоже… Благодать!
Судьба летит по лугу!

Снова невероятно мощная гипербола - «ветер дул, с костей сдувая мясо…» Да, невероятная скачка жизни выходит на финишную прямую: поэтому время теперь движется не по кругу, а напрямую.

А будет ли завтра? Вот ключевой вопрос, волнующий лирического героя? Почему же именно в этот момент он чувствует небывалую легкость? Возможно, потому, что разобрался, кто друг, а кто так… Возможно, потому что ощутил Благодать Божию… Возможно, потому, что увидел в мире не хаос, не войну, не противостояние, а луг, красоту…

Доверчивую Смерть вкруг пальца обернули –
Замешкалась она, забыв махнуть косой, -
Уже не догоняли нас и отставали пули…
Удастся ли умыться нам не кровью, а росой?!
Пел ветер все печальнее и глуше,
Навылет Время ранено, досталось и Судьбе.
Ветра и кони и тела, и души
Убитых выносили на себе.

Да, песня пророческая, свою первую клиническую смерть Высоцкий обманет через четыре года. Что это? Пророчество? Не факт.

Лирический герой жадно стремится к жизни, поэтому из этой схватки выходит победителем. Ему повезло: «умылся не кровью, а росой». Хотя жизнь укоротилась, ведь ранены Время и Судьба. А вот последнюю метафору нужно вычитать очень внимательно, обращая внимание на все знаки препинания: ветры и кони выносят тела и души убитых…

А какие мысли рождают у вас строки стихотворения Высоцкого "Пожары"?

Какие слова трогают?

О "Книжных детях" Высоцкого ,

О Высоцком-лирике читайте статьи на канале "Фильмокнижие"