Найти тему
Бородинское поле

КОСМИЧЕСКИЕ ВЫХОДНЫЕ: 60 ЛЕТ ПОЛЕТУ ЮРИЯ ГАГАРИНА . ПОЕХАЛИ!

«Земля, политая кровью лучших сынов России, всегда должна служить ярким примером любви к Отечеству, преданности, чести русского оружия. Должна быть ярким примером восприятия будущих поколений в духе любви к Родине, Отечеству, русскому народу».
Юрий Гагарин,
книга отзывов Бородинского музея, 15 мая 1967 г.

Как вы понимаете, этот отзыв, оставленный при втором посещении Бородинского поля первым в мире космонавтом, чрезвычайно ценен для нас. Через год роковой полет на УТИ МиГ-15 унесет жизнь 34-летнего покорителя космоса.
А первый раз делегация космонавтов, в составе которой были Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович и Андриян Николаев, посетила Бородино в 1962 г. - в год 150-летия Отечественной войны 1812 г. Космонавты отметили «очень интересные экспозиции музея, воскрешающие славу русского оружия» и «громадную пользу» музея для «воспитания молодежи на героизме нашего народа».

О громадной пользе для Родины самих легендарных космонавтов, к счастью, знают и нынешние малыши. Но как сложно, на каком высоком нерве проходил этот первый полет 60-летней давности, выведший нашу страну на первое место в освоении космического пространства, помнят далеко не все. Несколько подробностей из истории полета 12 апреля 1961 г.

Вопреки распространенному мнению, Гагарин первым оказался в космосе не потому, что он был лучше всех готов к полету. К январю 1961 г. из всех космонавтов были отобраны трое: Григорий Нелюбов, Герман Титов и Юрий Гагарин. Для них, причем в такой же последовательности, были изготовлены и скафандры. По легенде анкеты всех трех космонавтов положили перед Хрущевым, и тот сказал про Нелюбова, мол, как это так: первого космонавта любить все должны, а он – Нелюбов? Отложил в сторону. Титов… Герман – имя немецкое (хотя его так назвали в честь пушкинского героя из «Пиковой дамы»). Тоже в сторону. Так и был выбран Гагарин.

Но это легенда. На самом деле вся ответственность за выбор легла на руководителя группы подготовки Николая Каманина. И он сделал свой выбор в пользу Гагарина, который прекрасно владел своей физиологией. И не ошибся: перед полетом Юрий Гагарин за считанные минуты самостоятельно снизил свой пульс со 190 до 130. А спровоцировало скачок пульса следующее. После посадки космонавта в корабль «Восток» и закрытия люка было обнаружено, что один из трех контактов «Люк закрыт» не замкнулся.

Состояние этого контакта было принципиально важным: за счет его срабатывания на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново. «Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович говорит: «Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально». Расчетом скоро были переставлены платы, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка», — доложил на Госкомиссии после полета Гагарин.

В 09:07 мск ракета-носитель «Восток» с одноименным космическим кораблем стартовала с площадки №1. Выведение проходило нормально, но один из приборов сломался. Выключение прошло по запасному варианту с запозданием на полсекунды и превышением расчетной скорости на 22 м/с. В результате, когда закончила работу третья ступень, корабль оказался на нерасчетной орбите с апогеем (высшая точка орбиты) примерно на 85 км выше, чем планировалось. Штатная орбита была рассчитана так, чтобы корабль мог вернуться на Землю за счет трения об атмосферу примерно за четверо суток, если не сработает тормозная двигательная установка. На достигнутой орбите корабль мог находиться до месяца, в то время как системы жизнеобеспечения «Востока» были рассчитаны максимум на 10 суток.
Если бы не сработала тормозная двигательная установка, первый космонавт бы погиб. Если успешный полет Гагарина 12 апреля 1961 года — победа коллектива Королева, то не менее успешное возвращение космонавта на Землю — победа коллектива Алексея Исаева. Кстати, это был первый в истории запуск ракетного двигателя в невесомости!

Однако и тут не все было гладко. В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости. «Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения», — рассказывал потом Гагарин.

Разделения не было, потому что при неполной выдаче тормозного импульса оно блокировалось системой управления: разделение допустимо, когда есть гарантии скорого входа в атмосферу, если же есть риск остаться на орбите, отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации равносильно гибели. Поэтому спускаемый аппарат с космонавтом входил в атмосферу в связке с приборным отсеком.
Лишь через 10 минут после торможения, на высоте около 110 км, в результате нагрева до 150 градусов Цельсия от трения об атмосферу сработали термодатчики резервной системы разделения, и была разблокирована команда на отделение приборного отсека. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск.
Опустив еще пару технических неполадок, чуть не стоивших Гагарину жизни, расскажем непосредственно о посадке. Как известно, садился космонавт на парашютах, катапультировавшись из корабля. Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды.
«Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально», — вспоминал сам Гагарин. В общем, чуть не задохнулся, когда уже почти земля под ногами…

Как видно, полет Гагарина – сплошной героизм. Потому и народная слава о нем действительно заслуженная, потому и гордость за первого человека в космосе и за всех, кто помог ему вырваться в космическое пространство и вернуться домой, неподдельная.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Слава героям!
С наступающим Днем космонавтики всех!