В конце XIX века на месте родильного дома имени Грауэрмана располагалась лечебница всего на пять кроватей , ибо медицина была развита не ахти, и больных приходило не так много, поэтому более и не требовалось. Главный четырехэтажный особняк роддома значился в то время( данные разнятся) под номером 3 или 5, был воздвигнут под руководством архитектора Николая Жерихова 1913-1914 г. ,хотя строил его хирург Петр Соловов. Сначала он приобрел участок земли на Большой Молчановке, потом нашел хорошего архитектора. На первом этаже он хотел разместить частную клинику, а на втором - поселиться со своей семьей. Но его мечте не суждено было сбыться. Началась первая мировая , и вместо клиники в доме организовали госпиталь . Потом особняк и вовсе был экспроприирован большевиками. И акушер-гинеколог Григорий Львович Грауэрман (1861-1921)предложил организовать в центре Москвы хороший роддом .
Однако сам Грауэрман продолжал до смерти работать в возглавляемом им родильном доме им. С. В. Лепёхина(улица Покровка, 22а).В 1929 году родильный дом и больница на Покровке были преобразованы в Институт охраны материнства и младенчества, сегодня это Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии (МОНИИАГ).
А роддом на Большой Молчановке после его смерти (в Германии,во время отпуска) получил имя этого известного акушера-гинеколога.
Постепенно маленькая клиника на Большой Молчановке превратилась в знаковое заведение в центре столицы. Все было оборудовано, по советским временам, изрядно : новые кровати, всегда чистое белье и телефоны в палате. Попасть туда на роды было не просто для тех, кому не посчастливилось проживать в районе Арбата.
7 марта 1941 года в роддом им. Грауэрмана прямо со спектакля привезли Марию Владимировну Миронову. Роды были тяжелые, ребенка тащили щипцами. Мать Миронова потом не раз вспоминала об этом как об одном из самых тяжелых моментов жизни.Но официально день рождения артиста -8-е марта .Такой вот "подарок всем женщинам страны",как сказала сама Миронова. Сначала Андрея записали на фамилию отца – Менакер. Однако жить с подобной фамилией в те времена было трудно, и в шесть лет Андрей стал Мироновым. А уже в 1973 году сам Андрей Миронов у дверей этого роддома встречал свою жену Екатерину Градову и новорожденную дочь Машу.
Во время войны в роддоме оборудовали госпиталь, а в мирное время снова стали свозить рожениц. Особняк был невероятно знаменит и в послевоенные годы. Писатели братья Вайнеры задействовали его в двух эпизодах своего знаменитого романа «Эра милосердия», по которому был снят телевизионный фильм(позвольте не называть его "сериалом") «Место встречи изменить нельзя». Именно в роддом им. Грауэрмана Шарапов с Варей Синичкиной отвозят брошенного матерью малыша.
И пусть в его роли выступает совсем другое здание (Малый Кисловский переулок (тогда Собиновский пер.), д. 9, всё равно название прозвучало как "бренд".
Именно туда он едет после окончания операции по поимке "Черной кошки".
И еще в одном любимом миллионами фильме -"Влюблен по собственному желанию" - мы видим этот роддом.
Роддом им. Грауэрмана был закрыт в начале 1990-х годов. С тех пор владельцы не раз менялись : появлялись то клиники, то коммерческие фирмы, то банки, и атмосфера этого знаменитого прежде заведения постепенно выветрилась из коридоров и палат легендарного здания на Новом Арбате.
Когда был построен Новый Арбат, снесли много красивых, исторических зданий, а роддом,по мнению властей , стал задыхаться от загрязненного воздуха.
Роддом знаменит прежде всего теми, кто в нем родился. В их числе известные на всю страну Василий Сталин, Булат Окуджава, Александр Ширвиндт, Марк Захаров, Андрей Миронов, Александр Збруев, Кир Булычев, Вера Глаголева, Михаил Державин.
Увы, даже они не смогли отстоять" родной родильный дом".
Сейчас на месте бывшего административного корпуса знаменитого московского роддома разместился очередной "Макдональдс". Его нынешний адрес: Новый Арбат, дом 5 — тот самый дом с зубцами, напоминающий замок.
Роддом и административное здание , кстати, до сих пор соединены крытым переходом.
Как сказала коммерческий директор компании девелопера R4S, которой принадлежит особняк, это здание можно причислить к «голубым фишкам» коммерческой недвижимости: такие объекты считаются сверхликвидными в любые времена.
Увы,такие нынче времена,когда коммерческая выгода побеждает .
А для многих поколений москвичей,в нем родившихся, он навсегда остался одним из самых дорогих символов родного города.
Когда-то в нем родилась и моя мама, не раз с гордостью говорившая " Я родилась в "Грауэрмана"(именно так, по-московски игнорируя нарицательные существительные : не "в роддоме им. Грауэрмана", а в "Грауэрмана").И это-тоже одна из уходящих московских примет.
P.S. Разные получаю отклики на эту статью : больше хороших . Приятно, что любовь к Москве отзывается в людях. А здания-это тоже кусочки города, его истории. Некоторые отклики раздражённые : мол, гордиться нечем и есть роддома не хуже. Гордиться есть чем ( и статья эта , конечно, для тех, кто это понимает): я родилась, к примеру, в обыкновенном старом роддоме Москвы( не им. Грауэрмана или Абрикосовой), поэтому о нём рассказывать смысла нет , ибо подобных в столице -десятки. Поэтому спасибо тем, для кого отзывается. Для кого нет, наверно, тоже. Психологи прекрасно знают, что "хейтеры" таким образом пытаются разобраться в себе. Наши статьи для них -всего лишь удобный инструмент для этого.