Найти в Дзене
Ольга Пурчинская

#ИскусствоСредневековья. Готика. Англия и Италия

Британское изобразительное искусство Позднего Средневековья связано с христианскими постройками, главным образом с монастырями. Это неслучайно: городские постройки в Англии готического периода не представляли особой ценности, в их создании не принимали участие выдающиеся мастера эпохи.

Английские соборы готического периода вытянуты в длину и имеют горизонтальное членение. Не очень высокий свод венчает башня (на фасадах британцы их не строили). Округлые окна с цветными витражами на Туманном Альбионе почти не встречаются, а скульптурные группы почти всегда находятся в нишах.

Одна из ярчайших отличительных особенностей британской средневековой христианской архитектуры - обилие декоративных элементов на фасадах и в интерьерах. К таким украшениям относятся, например, популярные плетения арок, призванных укреплять своды. Благодаря красочным, изысканным плодам творчества выдающихся мастеров и сегодня можно наслаждаться сетчатыми, веерными, звездчатыми и иными оформлениями сводов церквей и храмов. Обстановка в этих сооружениях была и остается изящной, изысканной и богатой.

Кентерберийский собор. Кентербери, Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Кентерберийский собор. Кентербери, Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Долгое время одним из главных религиозных сооружений Британии считался собор в Кентербери. Он находился в центре грандиозной композиции. Его северными соседями были зал церковного совета (капитула), монастырский двор, всевозможные бытовые строения и огромная библиотека. Собор воздвигался в промежутке между XII и XV столетиями.

Композиция сооружения сложная, в ее архитектуре мастерам удалось виртуозно совместить черты разных стилей, прежде всего, романского и готического. Грандиозный собор впечатляет своими масштабами: длина его составляет 154 метра. Свод его увенчан гигантской 4-метровой башней с парными стрельчатыми окнами. В создании кентерберийского собора принимали участие архитекторы из разных стран Западной Европы.

Вестминстерское аббатство. Лондон, Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Вестминстерское аббатство. Лондон, Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Еще одно знаменитое христианское сооружение Англии - Вестминстерское аббатство в Лондоне. Это здание повидало на своем веку немало торжественных церемоний, таинств и обрядов, в том числе венчания на престол и захоронения британских монархов.

Главный собор Вестминстерского аббатства представляет собой образец классического английского готического сооружения. Его строительство продолжалось на протяжении двух столетий, с XIII по XV . В его архитектуре соединились элементы, характерные как для раннего, так и для позднего готического периода: высокое центральное помещение, сложный рисунок сводов, капеллы.

Собор в Солсбери. Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Собор в Солсбери. Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Собор в Солсбери (1220-1266) - классический пример английского готического сооружения. Он знаменит тем, что его венчала 135-метровая башня, самая высокая в королевстве, длина здания в 140 метров также впечатляет. В нишах западного фасада преобладало горизонтальное деление. Там обнаруживалась еще одна отличительная черта собора: огромное количество статуй и скульптурных групп.

Капелла святого Георгия. Виндзорский замок. Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Капелла святого Георгия. Виндзорский замок. Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

На закате Средневековья, в позднеготический период, на Туманном Альбионе стали актуальны постройки с большими окнами и изящными, изысканными ажурными декоративными элементами. Здания в стиле готики строились не только религиозные, но и светские. В качестве типичных примеров можно привести капеллу Святого Георгия в Виндзорском замке (1460-1483), капеллу Генриха VII в Вестминстере (1500-1512) и капеллу Кембриджского королевского колледжа (1470-1520).

Суровые климатические условия Британии не позволили надолго сохранить памятники позднеготической живописи и скульптуры. Не менее пагубное влияние на культурное наследие средневековой Англии оказали активисты Реформации - непримиримые противники католической церкви, разрушители христианских святынь западного мира.

Псалтырь королевы Марии 1320 года. Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Псалтырь королевы Марии 1320 года. Англия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

До наших дней сохранилось немало образцов британской книжной миниатюры. В иллюстрациях доминировали орнаменты с архитектурными мотивами. Не менее популярны были бытовые сценки из жизни простых людей. Один из наиболее знаменитых памятников английской миниатюры - Псалтырь королевы Марии 1320 года.

Италия на закате Средневековья стремительно развивалась в экономическом плане. В формировании национальной культуры страны определяющая роль отводилась городам-республикам - Венеции, Флоренции, Сиене. Также на этот важнейший пласт жизни общества существенное влияние оказывала предшествующая эпоха Античности.

Готический стиль в одной из самых эстетически обогащенных стран Западной Европы распространился несколько позже, чем у соседей. Пик его популярности пришелся на XIV век. Даже в это время «пламенеющая готика» не стала доминировать в национальном изобразительном искусстве. По сравнению с другими землями Старого Света, итальянская архитектура Позднего Средневековья отличалась спокойствием, сдержанностью и массивностью.

Церковь Святой Троицы. Флоренция, Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Церковь Святой Троицы. Флоренция, Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Один из самых ярких итальянских мастеров готического периода - зодчий Арнольфо ди Камбио. Среди плодов его труда выделяется церковь Святой Троицы во Флоренции (1258-1290), которая привлекает внимание чередованием в убранстве разных каменных плит (темных и светлых).

Собор в Сиене. Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Собор в Сиене. Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Не менее прославлен Джованни Пизано - автор проекта собора в Сиене. Несмотря на то, что все чертежи были готовы к 1284 году, строительство здания началось лишь в XIV веке. К реализации идеи мастера приступили архитекторы Андреа Орканья и Лоренцо Майтани. Это трехнефовая базилика с крестовыми сводами. Горизонтальное членение сооружения подчеркивает его монументальный характер и стройную композицию. Вместо остроконечных завершений над окнами для сиенского собора характерны равносторонние фронтоны. Огромное окно в виде розы стало частью фасада, что было призвано создать и многократно усилить эффект сбалансированности, гармонии и величия общей композиции.

Собор Дуомо. Милан, Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Собор Дуомо. Милан, Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Самый большой итальянский собор готического периода - знаменитый миланский «Дуомо». Огромное помещение рассчитано на 40 тысяч человек. Реализация этого грандиозного проекта началась в 1386 году и продолжалась несколько столетий, до XIX века. Сегодня это один из символов Милана, который ежегодно посещают десятки миллионов туристов. Он щедро украшен скульптурами, рельефами и иными декоративными элементами.

Дворец дожей. Венеция, Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.
Дворец дожей. Венеция, Италия. Фотография взята из свободных источников на просторах Интернета.

Италия - страна, сумевшая сохранить большинство светских готических построек, в числе которых значатся дворцы, фонтаны и ратуши. Наиболее интересными искусствоведы считают венецианские шедевры. В их числе - Дворец Дожей, одно из самых красивых старинных сооружений Италии. Трехэтажная постройка состоит из поддерживаемой 36 столбами арочной галереи со скульптурами XV века и драгоценными мраморными отделками интерьеров (плиты розовато-красного и белого цветов).

Источник: http://artrepriza.ru/mem/2156-iskusstvo-srednevekovya-chast-dvadcat-chetvertaya.html