Каждый возраст интересен по-своему. Так, переходный возраст характеризуется рядом физических изменений. Сегодня он длится с 10 до 19 лет. К его проявлениям специалисты относят самонадеянность, чувствительность к оценке внешности. А причиной трудностей называют половое созревание. Известно, что пик эмоциональной неустойчивости у юношей приходится на 12 лет, у девушек - на 14 лет.
Девочки, у которых молочные железы развиваются рано, могут стесняться этого. Менструация обычно бывает в 13 лет. А менструальный цикл устанавливается не сразу. Для подростка типична импульсивность, соединение развязности с застенчивостью, нежности с жестокостью, потребности в общении с уединением. Также характерна любознательность.
Подростки стремятся копировать взрослые отношения. У них меняются манеры и походка. Девочка сравнивает свою одежду и прическу с моделями из глянцевых журналов. Кстати, внешний вид может даже быть причиной конфликта в семье. Родителям следует запастись терпением. Просто тинейджер хочет, чтобы к нему относились, как к равному. Он отвергает контроль. У детей в пубертатном периоде возникают собственные взгляды. Они любят музыку определенного типа.
Почему подростки «не слышат» взрослых
В этом возрасте ведущей деятельность является коммуникативная. Также каждый ребенок мечтает принадлежать к определенной группе и иметь верного друга. Обычно дружат с ребятами тех же способностей и социального статуса. А вот измену они не прощают. Хотя наблюдается и частая смена друзей. Это следует принять на заметку.
Группа, к которой принадлежит теперь ребенок, становится для него авторитетом. Это может быть дворовая компания, дети из одного класса, секции или с одной лестничной клетки. Именно тут тинейджер будет мечтать самоутвердиться. Хотя очень часто дети не слышат взрослых. Это может стать настоящим испытанием для семьи. Иногда непонимание приводит к грустным последствиям.
Подростковый кризис 12-14 лет
У тинейджеров бушуют гормоны, вызывающие шквал эмоций. Они думают, что их никто не понимает, кроме ровесников. Хотя могут принимать различные точки зрения. Все поведение регулируется самооценкой. Часто дети нарушают дисциплину в школе, особенно мальчики. Учитель должен развивать в них «социальную взрослость», то есть включать в общественную работу.
Подростки желают занимать видное положение в классе. Так, ранее физическое развитие повышает престиж среди ровесников. Ребенок хочет разобраться в своих чувствах. У него появляется конкретный круг интересов. Наряду с приятельством возникает настоящая дружба. Также тинейджеры интересуются психологическими переживаниями других людей.
Хорошие результаты дает в этом трудном переходном возрасте совместная деятельность (при возникновении конфликтов). Но она должна соответствовать возможностям взрослеющих детей. Ведь подростков не устраивает отношение к ним, как к детям. Такие отношения их даже унижают. Их жизнь должна быть наполнена содержательными интересами. Добавим, что личность обычно формируется в труде.