Найти тему
Ля Фам шуршит

Пририсовывать ученику ошибки - это абсурд

Изображение взято с images.google.com
Изображение взято с images.google.com

Эта история с девятиклассницей, которая перестала учиться, произошла в начале 2000-ых. Я вела в том классе историю: возникла такая крайняя необходимость. Поэтому, хотя я по образованию филолог, часть ставки мне дали часами истории. Мой педстаж был около 5-7 лет, а в той школе я проработала около 3 лет и ещё не обладала в коллективе большим авторитетом. Тогда тем более удивительно, что зубры педагогики прислушались ко мне в той ситуации.

Но обо всём по порядку. Апрель месяц в далёких нулевых (год уже точно не вспомню). Сажусь я как-то в маршрутку, дверь распахивает кондуктор, и я нос к носу сталкиваюсь с Сысоевой - девятиклассницей, которая перестала ходить в школу от слова совсем. Это она работает кондуктором в маршрутке вместо того, чтобы закончить 9 класс и получить аттестат. Встала поближе к Ане Сысоевой и наблюдаю за её реакцией. Ага, покраснела. Ну, не всё, значит, потеряно.

- Ань, - говорю ей вполголоса, - тебе надо постараться придти на несколько уроков, чтобы мы тебя аттестовали за четверть и к экзаменам допустили. Школу надо закончить. А после работай себе на здоровье.

Сказала и отстала. Иногда с подростком важно не перегнуть палку. Аня деньги с меня за проезд категорически отказалась взять. Щёки её пылали так, что на девчонку жалко было смотреть. Я ещё раз тихонько напомнила, что жду её на уроках, перед тем как сойти на своей остановке.

На следующий день всё рассказала Элеоноре, классной Ани. Она махнула рукой: там такая семейная ситуация, родители - маргинальные личности, девочка была вынуждена начать работать, давайте поможем ей закончить школу.

Аня действительно стала ходить на уроки. Знания её, конечно, не выдерживали никакой критики, но к экзаменам её допустили и аттестат ей потом выдали.

Обязательный экзамен по русскому языку тогда сдавали в форме изложения с творческим заданием. Так получилось, что экзамен Аня писала со мной. Сидела она за первой партой, очень бледная и сосредоточенная. Я была строга и к досаде всяких оболтусов, надеющихся списать изложение (тогда были готовые сборники с изложениями, по одному из которых и писался экзамен), никому этого сделать не позволила. Все 4 часа, пока длился экзамен, я следила за классом, безостановочно ходя между рядами.

Перекусив с коллегами после экзамена, мы сели проверять экзаменационные изложения. Каждому досталось по 15-20 работ. Среди моих оказалось изложение Ани. С удивлением я проверяла более чем приличный текст. Без ошибок. Содержание воспроизведено без замечаний. Карандашом я поставила 5/5, потому что после меня работу будут перепроверять другие филологи. По всем спорным вопросам мы совещались, если не совсем были согласны с мнением коллеги. И все мы люди, может, проглядели где-то ошибку.

Глубоким вечером мы закончили проверку, заполнили и вывесили протокол. Пьём чай, разговариваем. Вдруг в кабинет, раздувая ноздри, к нам врывается завуч.

- Как так! У моей Ольги - 4/4, а у какой-то прогульщицы и троечницы - 5/5?

Начинаем выяснять, что вызвало такой гнев со стороны коллеги. Оказывается, завуч оскорбилась за свою дочь. А сравнивала она оценку своей Ольги с результатом Ани. Коллеги вытащили работы, разложили, перепроверяют. Всё правильно: у Ольги - 4/4, а у Ани - 5/5.

- Не может такого быть! Эта Сысоева почти полгода не училась. А Ольга шла на медаль. Значит, Сысоева списала. Давайте хоть за грамотность ей снизим.

И тут я увидела, что мои коллеги начали колебаться! Я вспомнила бледное, сосредоточенное лицо Ани. Она и вышла одной из самых последних из кабинета. Старалась ведь девчонка. Я взяла инициативу в разговоре.

- Что значит: снизим? За что? Работа у Сысоевой безошибочная. Мы несколько раз перепроверяли.

- Ой, да поставьте ей где-нибудь там лишнюю запятую! Говорю же, списала она.

Тут я по-настоящему завелась.

- Сысоева не списывала. Я лично вела экзамен, и даю Вам 100%-ную гарантию, там никто списать не смог, я ни на минуту не присела. И потом, коллеги, перечитайте ещё раз изложение Сысоевой: там почти полностью переработанный текст, по-своему пересказанный. Любому филологу понятно, что она сама написала изложение. Это же абсурд - рисовать ошибки в безошибочной работе! Я не согласна на такое.

Коллеги ещё раз посмотрели работу Ани и согласились: не списано.

Тут подключилась Элеонора:

- А ведь у Ани в 8 классе за год по русскому была 5. Значит, собралась на экзамене девчонка, не совсем за 9 класс свои знания растеряла.

Коллеги перестали колебаться и вынесли вердикт: всё правильно, протокол уже подписан, ошибки никакой нет, и менять ничего не будем.

Было видно, как наша неожиданная принципиальность встала поперёк горла завучу, она с пылающими щеками пошла, наверное, успокаивать свою дочь. Интересно, а на экзамене по математике она тоже считает возможным делать приписки? Тут надо добавить, что завуч вела несколько недельных часов математики.

Прошло полгода. Как-то мы с Элеонорой оказались вместе в учительской. И она поведала мне неожиданное продолжение этой истории.

- Помните Аню Сысоеву?

- Конечно.

- Помните, мы не дали переправить ей работу?

- Ещё бы! Слыханное ли это дело - пририсовывать ошибки в экзаменационной работе?

- Аня ведь после того, как мы её оценку отстояли, решила дальше учиться. В техникум пошла.

- Ой, так здорово, расскажите подробнее!

И Элеонора мне поведала, что произошло дальше после того, как Аня увидела свою отметку за экзамен по русскому языку в протоколе. Девушку это потрясло, она даже заплакала, когда увидела свои 5/5: не верила, что мы ей поставим такую оценку, всё-таки она почти не училась во втором полугодии. Аня тогда поняла: она отнюдь не глупая, училась же до 8 класса хорошо. Разве маршрутка - это её предел? Учителя же в неё поверили. И Аня решила идти в техникум, чтобы учиться дальше.

Мы встретились глазами с Элеонорой. Наверное, мы думали об одном и том же. Проявив принципиальность и справедливость, поставив Ане высший балл, мы помогли девушке поверить в себя и невольно определили этим её дальнейшую судьбу.

Я никогда об этом случае не забываю. Учитель не имеет права заниматься приписками. Не уследил, не поймал за руку на списывании, ставь оценку по факту. Нет ничего хуже, чем голословное обвинение ученика. Исключение - скатанное на просторах Интернета готовое сочинение. Там "плагиат" доказать не составит труда.

Учитель не имеет право попирать Справедливость! Именно она способна окрылить в самой, казалось бы, безнадёжной ситуации. Может быть, это вообще было самое важное, что усвоила под нашим началом Аня, закончив 9 классов.

Сталкивались ли вы с учительскими приписками в ученических работах? Были ли в вашем классе такие же учительские дочки якобы отличницы, за которых к учителям ходила просить мать, работающая в этой же школе?