Найти тему
NATURA RERUM

Я хотел въехать в город на белом коне...

Коллаж  NATURA RERUM
Коллаж NATURA RERUM

Как написать пародию на известную песню, на чудесную романтическую балладу!

И как не вызвать недовольство и даже гнев поклонников этой баллады, тем более что исполняет её народный артист России Александр Малинин. А у него, разумеется, есть свои многочисленные поклонники, всенародная известность и любовь.

Пародия не должна разрушать лирический образ, но тем не менее, мы можем посмотреть на факты под другим углом зрения и с полным уважением к художественному произведению.

Проницательный читатель, вы не ошиблись, речь идет о «Белом коне» на стихи Михаила Гуськова, автора многих и многих песен. Музыка написана Еленой Ваниной-Грязновой.

Для меня большая загадка, как в разгар перестройки можно было так смело взять столь лирические ноты? Оказалось, можно. Перестройка не мешает искренним лирическим чувствам.

К герою баллады нет никаких претензий. Он совершает поступки, пусть неосмотрительные, и переживает крушение своих жизненных планов. А зритель ему сочувствует. Герой думает о самых важных вещах, стремится понять высшие материи бытия. Он не опускается до мелочей, например, не задумывается о роли мельника. Он сосредоточен на главном, как сказали бы современные интерпретаторы, на своём мироощущении, миропонимании. Короче говоря, он думает о душе.

Вспомним основные эпизоды баллады:

«Я хотел въехать в город на белом коне,

Да хозяйка корчмы улыбнулася мне,

На мосту, видно, мельник взгляд бросил косой,

И остался я на ночь с хозяйкою той.

...

Я всю ночь до утра в той корчме пировал,

А на привязи конь обо мне тосковал.

...

Я наутро проснулся с хмельной головой,

Я понять не могу, что же стало со мной?

Где хозяйка моя, что всю ночь обнимал?

В чистом поле один на снегу я лежал...

Где же белый мой конь, где с казною сума -

Было лето вчера, а сегодня зима!»

Михаил Гуськов. «Белый конь»

Однако, за пределами сюжета остались невыясненными очень важные вопросы.

Где конь, его верный белый конь? Где казна, между прочим, чужая? Где хозяйка, что с ней-то стало, как она себя чувствует после всего этого катаклизма? И какова же роль пресловутого мельника?

И какие меры предпринял герой для выхода из кризиса? Сколько вариантов разработал? Сколько дней отвёл? Надо же извлечь некий житейский урок на будущее.

Попробуем ответить на эти судьбоносные вопросы:

Говорила мне мама – не пей на коне,

Да хозяйка корчмы улыбнулася мне.

На мосту странный мельник взгляд бросил косой,

И остался я на ночь с хозяйкою той.

– Наливай мне, голубка, скорее вина!

А суму сохрани, там чужая казна.

И была ночь любви, что хмельнее вина,

Только конь громко ржал, всё мешал, сатана.

Я очнулся в снегу, дрожь берет, колотун;

И тогда догадался, что мельник – подельник! – колдун.

В чём-то рваном, босой, прибежал я к корчме…

А хозяйка опять улыбается мне!

– Узнаешь ли меня, я тебя обнимал!

Где с казною сума, я тебе передал?

А хозяйка:

– Ищи, где её потерял.

Ты не помнишь совсем, что вчера вытворял?

Обнимал не меня, обнимал ты чурбан,

Целовал, миловал, до того ты был пьян,

Насмешил до икоты проезжий народ,

А с утра ты с сумой заспешил в огород.

Конь сбежал, вот записка тебе от коня.

– От коня?! Прочитай, слёзы душат меня!

И хозяйка прочла, (улыбаяся мне!):

«Ты хотел въехать в город на белом коне».