Как написать пародию на известную песню, на чудесную романтическую балладу!
И как не вызвать недовольство и даже гнев поклонников этой баллады, тем более что исполняет её народный артист России Александр Малинин. А у него, разумеется, есть свои многочисленные поклонники, всенародная известность и любовь.
Пародия не должна разрушать лирический образ, но тем не менее, мы можем посмотреть на факты под другим углом зрения и с полным уважением к художественному произведению.
Проницательный читатель, вы не ошиблись, речь идет о «Белом коне» на стихи Михаила Гуськова, автора многих и многих песен. Музыка написана Еленой Ваниной-Грязновой.
Для меня большая загадка, как в разгар перестройки можно было так смело взять столь лирические ноты? Оказалось, можно. Перестройка не мешает искренним лирическим чувствам.
К герою баллады нет никаких претензий. Он совершает поступки, пусть неосмотрительные, и переживает крушение своих жизненных планов. А зритель ему сочувствует. Герой думает о самых важных вещах, стремится понять высшие материи бытия. Он не опускается до мелочей, например, не задумывается о роли мельника. Он сосредоточен на главном, как сказали бы современные интерпретаторы, на своём мироощущении, миропонимании. Короче говоря, он думает о душе.
Вспомним основные эпизоды баллады:
«Я хотел въехать в город на белом коне,
Да хозяйка корчмы улыбнулася мне,
На мосту, видно, мельник взгляд бросил косой,
И остался я на ночь с хозяйкою той.
...
Я всю ночь до утра в той корчме пировал,
А на привязи конь обо мне тосковал.
...
Я наутро проснулся с хмельной головой,
Я понять не могу, что же стало со мной?
Где хозяйка моя, что всю ночь обнимал?
В чистом поле один на снегу я лежал...
Где же белый мой конь, где с казною сума -
Было лето вчера, а сегодня зима!»
Михаил Гуськов. «Белый конь»
Однако, за пределами сюжета остались невыясненными очень важные вопросы.
Где конь, его верный белый конь? Где казна, между прочим, чужая? Где хозяйка, что с ней-то стало, как она себя чувствует после всего этого катаклизма? И какова же роль пресловутого мельника?
И какие меры предпринял герой для выхода из кризиса? Сколько вариантов разработал? Сколько дней отвёл? Надо же извлечь некий житейский урок на будущее.
Попробуем ответить на эти судьбоносные вопросы:
Говорила мне мама – не пей на коне,
Да хозяйка корчмы улыбнулася мне.
На мосту странный мельник взгляд бросил косой,
И остался я на ночь с хозяйкою той.
– Наливай мне, голубка, скорее вина!
А суму сохрани, там чужая казна.
И была ночь любви, что хмельнее вина,
Только конь громко ржал, всё мешал, сатана.
Я очнулся в снегу, дрожь берет, колотун;
И тогда догадался, что мельник – подельник! – колдун.
В чём-то рваном, босой, прибежал я к корчме…
А хозяйка опять улыбается мне!
– Узнаешь ли меня, я тебя обнимал!
Где с казною сума, я тебе передал?
А хозяйка:
– Ищи, где её потерял.
Ты не помнишь совсем, что вчера вытворял?
Обнимал не меня, обнимал ты чурбан,
Целовал, миловал, до того ты был пьян,
Насмешил до икоты проезжий народ,
А с утра ты с сумой заспешил в огород.
Конь сбежал, вот записка тебе от коня.
– От коня?! Прочитай, слёзы душат меня!
И хозяйка прочла, (улыбаяся мне!):
«Ты хотел въехать в город на белом коне».