В советское время они занимали важное место во всяком учебнике по истории философии, а сегодня их легко отбрасывают, переходя сразу после Нового времени к Канту. Однако период 1745-1800 годов прошел под знаком не малоизвестного кёнигсбергского мыслителя, а на фоне скандалов и прений либертенов, антиклерикалов и материалистов.
Поэтому мы поговорим о французских просветителях и материалистах. К этому списку традиционно относят следующие имена: Франсуа Вольтер, Дени Дидро, Жюльен Офре де Ламетри, Пьер Гассенди, Жан-Жак Руссо, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Этьенн Бонно де Кондильяк Жан Лероон Д’Аламбер, и в качестве старшего наставника Мишеля Монтескье. В сущности, этот список можно ради справедливости расширить парой не-французских мыслителей – Джон Толанд, Дэвид Гартли, Энтони Колинз (все они английские локкеанцы, также осмелившиеся противопоставить науку и религию), а также Доменико Караччиоли маркиз де Вилламарина.
Точкой оформления схожих взглядов для этой группы стало создание проекта Энциклопедии (Толковый словарь наук, искусств и ремёсел), инициированное в 1750 году Дидро и Д'Аламбером. Энциклопедисты не были едины во мнениях, но в целом уживались на фоне стремления преодолеть консерватизм и клерикализм в обществе. В конечном счете, по тем временам разница между убежденным материалистом-атеистом и умеренным деистом больше не спасала от претензий.
Та же Энциклопедия и ее создатели неоднократно сталкивались с ограничениями и преследованиями, хотя доля провокационных статей, а тем более авторов была незначительна. Так, например, Руссо написал лишь пару статей о музыке, Монтескье ограничился одним текстом («Опыт о вкусе в произведениях искусства и культуре»), а принципиально значимую статью «Бытие» написал экономист Тюрго (причем в очень мягком варианте в духе Локка, т.е. утверждая, что в равной степени существуют Бог, внешний мир и Я человека).
Стоит отметить, что изначально проект большого словаря был связан лишь с переводом и адаптацией английского труда Эфраима Чемберса «Циклопедия или Всеобщий словарь искусств и наук» (1728). Но Дидро и Д'Аламбер в итоге решились на нечто более грандиозное: вместо 2х томов Циклопедии у них с 1751 по 1772 год вышло 17 томов статей и 11 томов гравюр (иллюстраций). Правда, уже после выхода второго тома король запретил книгу. Вмешательство высокопоставленных покровителей позволило снять запрет, но в 1757 после покушения на короля ограничения на публикации снова были усилены (а нервный Д'Аламбер вышел из проекта).
И всё же увлеченный Дидро довёл дело до конца. Особенно важной стала отнюдь не философская часть труда, а сведения по механике, математике, экономике, современные и точные представления о множестве инструментов и технических средств. Сам Дидро признавал, что ему было постыдно невежество в области устройств, которые обеспечивают его жизнь (он даже сам мастерил прототипы печатного и винного прессов, ткацкого чулочного станка и каретной рессоры). Кстати, нельзя не упомянуть занятный пример рекурсии: в Энциклопедии есть статья «Энциклопедия». В ней звучит программа и сверх-цель этой книги:
«Целью всякой энциклопедии является объединение знаний, разбросанных по лицу земли; изложение их в систематизированном виде для передачи тем, кто придет в мир после нас, для того чтобы труды прошедших веков не оказались бесполезными для веков грядущих, для того чтобы наши внуки, став более образованными, смогли стать и более добродетельными и счастливыми и, наконец, для того чтобы мы не исчезли из рода человеческого, не оставив о себе памяти. <...> Мы отдаем себе отчет в том, что издание «Энциклопедии» могло быть предпринятым только в век философии, и этот век наступил ».
В целом мыслителей этого направления можно несколько условно разделить на две группы. Первая в большей степени интересовалась наукой, метафизикой и гносеологией, именно в этой группе произошло формирование последовательного сенсуалистского варианта материализма. Вторая группа была больше ориентирована на критику и борьбу, причем не только с клерикалами, но и с более ранними социально-политическими теориями. Лично меня вот эта тусовка скандалистов, вроде Вольтера и Руссо никогда не интересовала, но именно им посвящена большая часть материалов в учебниках (если вообще есть раздел «Французские просветители»).
Яркий пример общего строя мысли мы находим у Д'Аламбера и Гельвеция.
Первый отмечает, что мир реален и материален, поэтому подлинная наука и философия – это только наука фактов. Факты познаются в опыте, посредством органов чувств и разума. В сущности, он сенсуалист, который оговаривает два способа познания – прямой и отраженный. Первый – непосредственный опыт, не задействующий волю, второй – комбинация и соединение прямых переживаний, которое позволяют угадать некоторые непроявленные связи (он сравнивает это с угадыванием слова через знание некоторых слогов).
Второй идёт дальше и прямо утверждает, что органы чувств вполне убедительно доказывают нам, что в основе мира лежит единая материальная субстанция, которая обладает серией принципиальных свойств. Среди таковых он выделяет движение (способность к изменению и саморазвитию), чувственную данность (познаваема), существует извечно в рамках пространства и времени (по Ньютону). Гельвеций – классический редукционист, за что регулярно подвергался осуждению и запретам. Так, например, он считает, что все человеческие проявления сводимы к интеллекту и морали, а в их основе лежат ощущения и интересы.
Гносеологическую проблематику наиболее активно разрабатывал Кондильяк. В его версии сенсуализм – не просто отсылка к прямому опыту. Он предпринимает серьезную попытку детально объяснить как из простых ощущений появляется вся сложная внутренняя жизнь – мысли, чувства, мотивы, свойства характера. В «Трактате об ощущениях» он предлагает известнейший мысленный эксперимент со статуей. Из статуи, обладающей душой (esprit – то есть духом, местом для идей и переживаний) и одним единственным органом чувства, он выводит существо, способное осознавать себя и мир. Он сперва берёт сложный случай – статую с обонянием, ведь очевидно, что зрение и тактильное ощущение напрямую сообщают нам о существовании внешнего мира. Ну и в целом из простого допущения, что ощущения делятся на приятные и неприятные, выводит целую серию способностей: внимание, память, привычку, способность сравнивать и судить, появление удовольствий и потребностей, воображение, страсти, ну и наконец, возможность комбинировать идеи.
***
Мой курс по философии публикуется через Патреон ( https://www.patreon.com/user?u=30072241 ). Тексты выходят почти каждую неделю, так что бы можно было без спешки разоберать и основные вопросы и эпохи, и за чужими идеями не потерять из вида личный шаг в философию.