Вот и прошла долгожданная, самая крупная из региональных мебельных выставок. Выставка UMIDS-2021 Краснодар проходила в Экспограде с 7 по10 апреля этого года. В прошлом году выставка не получилась, в связи с карантином и пандемии коронавируса, она неоднократно откладывалась, но так и не вышла в свет в 20-м году. Может это и к лучшему, потому что 2020 год стал для мебельщиков настоящим приключением, начиная от ужаса остановки бизнеса до оглушительного спроса в конце лета и начала осени, а потом пришел настоящий шок от роста цен на материал и общий дефицит.
Но вернёмся к самой выставке. Как всегда выставка разделялась на мебельну. тематику и производственную (оборудование). Честно говоря, думал, что выставка будет сокращенной по площади, как это получилось с выставкаой стройматериалов, но организаторы постарались и заполнили все Четыре павильона Экспограда. Распределение по павильонам стало уже традиционным, два под мебель, один под оборудование и один под фурнитуру и материалы для производства мебели.
Отдельно хочется сказать о информационной составляющей выставки. а именно конференция по мебельным франшизам, мебельный бизнес в "Цифре" и конференция "Мебельный рестарт". Это основные мероприятия. которые реально привлекли посетителей выставки.
Хочется заметить, что посетителей было много, особенно первые два дня. Видимо люди соскучились по мебельной выставке. ведь с последней выставки прошло два года. И людям хотелось увидеть что-то новое и самое главное наверное нужное каждому мебельщику. Но третий и четвертый день оказались уже малопосещаемыми, скорее всего кто хотел тот всё увидел и посмотрел, встретился и договорились. Короче, на третий день по павильонам можно было ходить, соблюдая социальную дистанцию метров в пять. По моим оценкам в этом году в основной массе посетителей были люди так или иначе задействованные в мебельном бизнесе. А так как выставка проводится в ЮФО, то представителей с Кавказских республик было очень много.
Как и раньше выставка UMIDS, носит международный статус. Были представители Германии, Италии, Польши, Турции, а также российские представители из Китая, Тайваня, США. Хотя в этом году представительства значительно сократились из-за коронавируса и не смогли представить свою продукцию на выставке. надеемся, что в следующем году будет иначе, и мы сможем увидеть новые предложения зарубежных партнеров.
Теперь о своих впечатлениях от выставочных стендах участников и что они предлагают мебельному рынку. так как я больше всего интересуюсь самой мебелью, её изготовлением и реализацией, то мне было интересно увидеть новинки мебели в дизайне, использовании новых материалов, новых подходах к реализации мебели.
Скажу сразу, что так чтобы что-то запало в душу из мебели, практически не было. Было пару моделей, но как всегда с легкой недоработкой по дизайну, точнее сказать нюансы, которые видны специалистам, но может быть не будут заметны большинству покупателей. Этим грешат большинство отечественных производителей корпусной мебели. В лучшую сторону я отмечаю мебельщиков Белоруссии, у них реально продуман дизайн и качество отличное. Повторюсь, проблемы с дизайном мебели на сегодня стоит очень остро. Фабрики практически не имеют своего лица, модели все базовые, и пытаются заманить низкой (относительно) стоимостью. Эконом сегмент превращается в Эконом минус, что в свою очередь с падением потребительского уровня, не может в полной мере обеспечивать прибыльность бизнеса, но это уже другая тема.
Мебельный рынок изменяется, и пандемия только ускорила эти изменения, однако большинство мебельщиков не понимают, куда рынок движется, отсюда делают действия, которые ведут в тупик или вообще затаились и ждут, что всё само рассосётся. Эта политика приводит к тому, что из-за такой позиции производителей не могут сформировать свою политику и продавцы мебели. С одной стороны их раздражает действия производителей с постоянным повышением отпускных цен, с другой стороны на них давит потребитель, который в шоке от новых цен и снижения личных финансовых возможностей. Эти "ножницы", которые резко проявились в конце года, и сегодня продолжают существовать. И скорее всего этот тренд сохранится до конца года и начала следующего, пока потребитель не адаптируется к новым ценам, а на производстве установится привычный режим выпуска продукции. И здесь мы будем иметь уже "ножницы" между спросом со стороны торговли и предложением (старым) со стороны производителя.
Есть ли выход из создавшейся ситуации на мебельном рынке. Проходившие в период выставки конференции, пытались что-то предложить, но все их предложения в основном носят большой затратный механизм, что является огромным тормозом для мебельщиков, особенно малого мебельного бизнеса, а их по статистики почти 90%. Необходимо внедрять новые подходы в ведении бизнеса, но это упирается в отсутствие у большинства "глубинного образования" (об этом будет отдельная статья). Непонимание сложных рыночных процессов, приводит к неправильным выводам и действиям. Необходимо сломать стереотипы решения проблем, сегодня рынок требует уже коллективных усилий нескольких игроков мебельного рынка для решения проблем. В одиночку большинство просто не смогут справиться с теми вызовами, которые приходят сегодня, а завтра они будут ещё острее. Время принятия кардинальных решений уходит, нужны свежие взгляды специалистов и самое наверное главно, доверие к ним со стороны собственников. Нужны новые стратегии развития, новые технологии реализации мебели новому потребителю, нужны новые взаимоотношения внутри самого мебельного рынка участниками этого рынка. Задача стоит огромная и в одиночку её просто уже не решить. И на выставки я не услышал этих решений и предложений.
2021 год также будет очень тяжелым для мебельного рынка, большинство это понимают, кто-то смог сделать подушки безопасности, кто-то живёт одним днём. Кто-то расширяется, много сократили свои возможности, многие закрылись или готовы закрыться. Идет процесс переформатирования рынка, скоро на мебельный рынок придут другие игроки и они будут сильны финансово и технологически, они смогут ввести свои правила игры. Смогут ли сегодняшние мебельщики играть по новым правилам, скорее всего смогут, но только те, которые уже сегодня занимаются переформатированием своего бизнеса под НОВЫЙ МЕБЕЛЬНЫЙ РЫНОК.