Станислав: Я не покупаю одежду онлайн, потому что на мой высокий рост так просто ее не подобрать и большинство товаров мне не подходит.
Ваге: Нечасто заказываю онлайн, потому что сама покупка сопровождается сомнениями «А если не угадаю с размером?». Чтобы угадать, нужно заказывать две вещи разного размера и ждать курьера, чего я не люблю. Чаще всего онлайн покупаю то, что точно подойдет — белые футболки, например.
Михаил: Заказывал всего пару раз, чтобы просто посмотреть, как это работает. И да, был случай, когда одежду пришлось возвращать.
— Проект вырос из личных проблем с онлайн-покупками?
Станислав: Нет. «Катализатором» является Ваге, который собрал всех нас в команду.
Ваге: Мы все окончили МФТИ. Плюс, мы с Мишей еще учились в СколТехе — изучали технологии.
Пять лет назад в тренде была 3D-печать. А где печать, там и сканер. Сперва мы заинтересовались сканированием фигурок людей: когда вы сканируете тело и получаете уменьшенную копию человека. Потом поняли, что в принципе с 3D-сканированием есть проблема: не было технологии, которая позволяла бы сделать это быстро, качественно и дешево. Мы задумались и решили создать такой сканер. Но рынок 3D-печати, и особенно фигурок, очень мал. А 3D-сканирование тела применимо много где. И тогда мы решили сфокусироваться на одежде как на наиболее перспективном рынке. — А в чем перспективы фэшн-сегмента?
Ваге: Один из ключевых факторов — насколько активно эта индустрия менялась в прошлом и насколько активно будет меняться в дальнейшем. Последние лет сто мода былаочень консервативной, но сейчас меняются производственные процессы, процесс покупки, появляются новые ткани и не только. Рынок моды ждут глобальные изменения. Трендов много: от покупок онлайн до оверсайза.
Двадцать лет назад люди по-другому носили одежду. Вы покупали то, что было в районном магазине. Изредка кто-то привозил вещи из-за границы. Но сегодня огромный выбор брендов. Акцент сместился на то, чего хочет покупатель. Причем, копаясь в онлайне или вещах в магазине, мы придем к выводу, что нам нужен эксперт и персональный подбор под индивидуальные вкусы и параметры.
Почему оверсайза много? Потому что такой фасон минимизирует ошибку при покупке, его продавать легче всего.
Другие тренды: экологичные материалы и on-demand производство. То есть вы выпускаете одежду не как 99% ритейла сейчас, в зависимости от сезона и возможностей, а конкретно под человека, в тот момент, когда он захотел что-то купить. Похожее сейчас пытаются сделать японцы из Zozo. Они бесплатно разослали клиентам обтягивающий костюм: клиент делал селфи, а программа на смартфоне благодаря костюму считывала параметры и выстраивала 3D-модель тела. И клиент мог совершать покупки в магазине, кастомизируя товар под себя. — Каждый третий возврат в онлайне происходит из-за неправильного подбора размера. Почему тогда сайзинг-проектов на рынке мало?
Станислав: Изначально нам казалось, что у поставщиков есть данные о своей одежде. На деле все иначе. Да, существует тренд на цифровизацию, но практика показывает, что информацию о мерках получить нелегко. К тому же, нужно иметь информацию о параметрах тела покупателя, чтобы давать точную рекомендацию размера.
Мы думали, что благодаря 3D-сканеру тела мы решим вопрос сбора данных, но сложность продвижения дорогостоящего аппаратного решения для получения параметров людей заставила нас обратить внимание на мобильные технологии. Фактически, нужно одновременно обладать технологией предсказания параметров покупателя, мерками одежды и историей возвратов/покупок. В итоге все упирается в данные и умение их «готовить», поэтому проектов на рынке немного, но они есть.
Есть вероятность, что лет через десять к такой модели перейдут многие ритейлеры.
Еще один тренд — fast-fashion, когда бренд обновляет коллекции раз в месяц, а то и раз в две недели. Это более естественно для покупателя, чем коллекция раз в сезон. Но из-за того, что маркам приходится выпускать коллекции быстро, над ними работают разные команды, размеры вещей могут расходиться даже внутри одного бренда.