Найти в Дзене
СуперМа

"Никто еще не остался неговорящим" - заблуждение. Жизнь без речи.

Слышали эту фразу? Разговорились с коррекционным педагогом, она считает, что это утверждение удивительно. Говорит, по опыту знает, что неговорящих детей великое множество, даже в школу идут без речи, и живут без речи. И некоторые неплохо живут. Без речи жить, конечно, сложно, но можно. Особенно с нашим техническим прогрессом. Можно использовать текстовые средства общения, голосовые

Слышали эту фразу? Разговорились с коррекционным педагогом, она считает, что это утверждение удивительно. Говорит, по опыту знает, что неговорящих детей великое множество, даже в школу идут без речи, и живут без речи. И некоторые неплохо живут. Без речи жить, конечно, сложно, но можно. Особенно с нашим техническим прогрессом. Можно использовать текстовые средства общения, голосовые коммуникаторы.

К сожалению, бывают такие обстоятельства (особенности функционирования и строения организма), которые делают речь невозможной, даже если речью заниматься. Но, повторюсь, жить можно, и можно работать, создать семью.

Существует проблема посерьезнее, и если она присутствует, то самостоятельная жизнь будет невозможна. Проблема эта - отсутствие или затруднение понимания речи. В мире людей существовать без понимания речи невозможно. Если проблемы с пониманием тянутся годами, то это может привести к нарушениям интеллекта, но они вторичны и их можно избежать, если максимально рано заметить и откорректировать первичную проблему.

Для этого надо знать, как развивается понимание речи в норме. Кратко расскажу.

Первые признаки того, что ребенок понимает некоторые слова, заметны примерно в 7-9 месяцев. Нужно спросить "где мама?" - малыш посмотрит в ту сторону, где предполагаемо находится мама. После этого процесс ускоряется, количество слов, которые ребенок понимает, увеличивается в разы. За счет чего развивается понимание, почему в этом возрасте?

Предметная деятельность, на ее базе развивается понимание речи. Сначала ребенок изучает свое тело, знакомится с руками, ногами, с возможностями опорно-двигательного аппарата. Предметами (игрушками) малыш сначала кидается и наблюдает, как летит и отскакивает. А после этого наступает ОНА - предметная деятельность. Если посадить ребенка на пол, возле себя, он найдет себе занятие. Малыш осознает, что кастрюлю можно закрыть крышкой, а можно снова открыть. А внутрь можно насыпать макароны. Интересно переливать воду в разные емкости. Можно махать веником, как мама. Вместо облизывания ботинка - примерит его, как папа.

Ребенок будет чувствовать себя спокойнее, если играет рядом с мамой.
Ребенок будет чувствовать себя спокойнее, если играет рядом с мамой.

И вот на этом этапе ребенок впервые понимает, что разные предметы предполагают разные действия, которые зависят от функций этой вещи. Тут, как раз, малышу ВАЖНО знать, как все это называется.

Сначала маме и папе нужно проговаривать названия предметов, а так же все действия, которые можно с ними сделать. Например, "ты закрываешь кастрюлю крышкой". А через некоторое время мама просит "закрой крышкой", и ребенок закроет или потянется к крышке. Так мы узнаем, что малыш понимает речь. А если нет, значит нужно попробовать позже, и если снова нет - значит присутствуют затруднения.

Если интересно - подписывайтесь, пишите комментарии. Спасибо, что прочли!