Как хорошо и просто было учиться в советском вузе! Всё было чётко и объяснимо: ты сдавал экзамены и зачёты по тем предметам, которые были определены программой твоего факультета и плюс обязательные, которые должны были сформировать твою идейность, политическую зрелость и активную жизненную позицию. На І курсе все: медики и филологи, инженеры и врачи – сдавали историю партии, на ІІ – диамат, далее истмат, политэкономию, на последнем курсе – научный коммунизм и атеизм, и выходил ты в мир, готовый ко всему, причём не только рвать зубы, объяснять теорему Пифагора, лечить овечек и плавить сталь, но и поддержать идеологическую борьбу трудящихся в странах, где ещё не победило окончательно «вечно живое учение». Наш преподаватель научного коммунизма, обращаясь к сознательности студентов, убеждал:
– Вот пошлют вас лечить, учить или искать полезные ископаемые в далёкую Синебумбию, а там местные патриоты начали борьбу за светлое будущее против происков áгентов ЦРУ и империалистов, и придут патриоты к вам, молодым специалистам, с вопросом: «Скажи, большой белый брат, что нужно сделать для строительства светлого будущего?» И что вы им ответите?
С «камчатки» раздавался бодрый голос:
– Товарищ полковник! (а наш преподаватель, подполковник в отставке, очень любил, когда к нему обращались именно так, да ещё голосом бодрым и с видом молодцеватым, чем пользовались все прогульщики). Ясно дело, мы им посоветуем, как вождь учил и как Вы объясняли: брать банк, а потом – вокзал, почту, телеграф, телефон, радио, потом – просьба в советское посольство помочь встать на некапиталистический путь развития! И тут же появится советский большой десантный корабль – вот и встанут на путь!
Умилённый полковник ставил зачёт, и группа отправлялась в библиотеку ловить редкие издания для следующего экзамена.
От курса к курсу передавали «мудрость веков»: препод по истории партии требует конспекты статей Ленина (конспекты ходили по общежитию, нужно было встать в очередь). Препод по диамату очень любил самостоятельно вызывающихся на семинаре, подготовишь два выступления – «автомат» обеспечен. Дама, которая читала научный атеизм, обожала «вопросы по существу», нужно было спросить, как же пары чистых и нечистых поместились на ковчеге или почему Пётр предал Иисуса и стал камнем, на котором возникнет церковь?
Всё это было привычной нагрузкой к твоей основной специальности, вроде как в наборе к празднику вместе с банкой майонеза и зелёного горошка были обязательные банка минтая в собственном соку, которого не ели кошки, и банка консервов «Завтрак туриста рыбо-крупяной», который даже студенты старались не покупать.
А теперь всё рухнуло: привычные программы пересмотрены, казалось бы, прошло уже сколько лет, можно бы наработать новые, но жизнь такая непредсказуемая!
Мой старший сын окончил РУДН (то, что это был университет имени Патриса Лумумбы, теперь уже не вспоминают, вовсе не вся Африка его считает героем). У них нет истории партии, но зато был курс астрологии, и ведь на полном серьёзе.
Второй сын сейчас учится в МАИ. Занимается компьютерным программированием, учится защищать свои программы и взламывать чужие. К ним в прошлом году в разгар ІІ курса явилась дама и сообщила, что прочитает им курс лекций, а они потом посмотрят указанные ей материалы в интернете и сдадут зачёт по теме: «Итальянский модернизм в живописи 20-30-х годов». И объяснить внятно никто не мог, зачем? Если это для того, чтобы программисты не замыкались в своём кибернетическом мирке, а расширили культурный кругозор, то тогда почему начали не с искусства Древнего мира, Возрождения и т. д.?
А дама раздала темы самостоятельных работ, потом через какое-то время собрала написанное, поставила зачёты и исчезла навсегда. Кто-то задумчиво объяснил происходящее: «В деканате у неё любовник, дал бабе подзаработать».
Младшая дочь в лингвистическом университете, с детства мечтала быть переводчиком художественных произведений. Вот никогда не догадаетесь, чем они занимаются на ІІ курсе!
С ними очередной полковник занимается спецкурсом под названием: «Тактико-специальная подготовка»! Она уже похвасталась, что сделала на семинаре обзор состояния современной армии Ирана, а на следующее занятие у неё задание: «Тактико-техническая характеристика РПГ-7».
А у вас было такое? Вам приходилось сдавать совершенно ненужные курсы и предметы?