При организации работы с аудиторией важно привлечь внимание вероятных участников еще до начала мероприятия.
Способов привлечения внимания к публичной лекции много. Такие приемы описаны в литературе, некоторые подтверждены автором экспериментально: анонсы лекций и планов; короткое задание до лекции; «таинственный мешок» и т.д.
В этой статье мы рассмотрим понятные и легко передаваемые педагогические приемы, которые могут быть применимы без тренировок.
Автор: Борисенко Виталий Павлович
1. Многократное и заблаговременное оповещение о предстоящей лекции повышает вероятность того, что заинтересованные слушатели не пропустят мероприятие.
Преподаватель, специализирующийся на обучении трудно мотивируемых детей Д. Берджес в книге «Обучение как приключение» предлагает рекламировать уроки, используя следующую зацепку. Он говорит: «Поскольку на следующем уроке будет нечто безумно интересное, Вы либо придете и увидите все сами, либо потом будете слушать чьи-то рассказы».
Применение похожего приема в личной практике позволило автору увеличить количество студентов на занятии в три раза .
- Условие: не все студенты приходят на занятия (аудитория знакомая).
- Действие: раннее и многократное анонсирование полезного и интересного семинара, привлекло к нему интерес и студенты попросили преподавателя перенести семинар на другую дату.
- Результат: многие студенты специально пришли на семинар, заинтересовавшись темой.
- Ограничение: применяется разово и используется для цикла занятий.
2. Оповещение о будущей лекции происходит через анонс плана лекции, который сформирует ожидание для занятия.
В статье учителя К. Вотяковой «Как удержать внимание учеников во время онлайн-урока: советы нейропсихолога» подробно рассказывается о структуре урока, учебных целях и предположительном времени урока. Такая форма анонса помогает конструировать предположения относительно мероприятия и планировать распределение сил слушателями.
- Условие: показать незнакомой аудитории, разного уровня подготовки, необходимость присутствия на мероприятии.
- Действие: создание и размещение авторского контента в форме подробного и оригинального плана лекции.
- Результат: анонс был одобрен редакторами социальных сетей и модераторами педагогических групп; зарегистрировались новые участники мероприятия; повысилось внимание к видео на YouTube.
- Ограничение : отсутствие технической и организационной возможности.
3. Выдача короткого задания для самостоятельной подготовки до лекции.
Т. Уокер в своей книге «Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире» предлагает заранее публиковать короткое задание к лекции. На доске он помещает инструкцию с указанием времени на ее выполнение. Данному приему предлагается дополнительная педагогическая функция: настройка на урок.
- Условие: автор применил данный прием при работе с незнакомой, но уже найденной аудиторией разного уровня подготовки (опытные лекторы и молодые преподаватели). Слушатели заинтересовались темой. Задача: привести такую аудиторию к одному уровню понимания и дать за один час новую, полезную информацию.
- Действие: подготовка и размещение теста и текста сопровождения в гугл-облаке с мгновенной выдачей результата.
Текст сопровождения для тестирования содержал:
- цели тестирования;
- действия тестируемых;
- распределение вопросов по темам, возможное количестве ответов;
- время прохождения теста;
- ссылки и условия участия в лекции.
- Результат:
- преподаватель лучше подготовился к лекции и провел эксперимент по выполнению необязательного задания участниками мероприятия;
- слушатели легче понимают методологию вопроса;
- процент участников тестирование составил чуть больше 40 процентов, что свидетельствует об интересе слушателей к лекции и готовности тратить время на подготовку к занятию. Кстати, прохождение тестов продолжается до сих пор: https://vk.cc/axQfI6
- Ограничение: отсутствие мотивации.
4. Использование «таинственного мешка».
Еще раз обратимся к книге «Обучение как приключение». Автор этой работы предлагает, как с новогодним подарком, заинтересовать участников лекции, интересным предметом. Этот предмет (в книге это мешок) можно подчеркнуто скрывать от публики и регулярно о нем напоминать, делать подсказки и намеки.
В «таинственном мешке» (плотно закрытом) должно быть что-то, имеющее прямое отношение к лекции с четко прослеживаемой связью.
Д. Берджес констатирует: «Когда содержимое таинственного свертка извлекается на свет, – то и вы получите свой момент счастья».
- Условие: участники вынуждены ожидать развитие событий, оформленных как некий секрет.
- Действие: автор перед лекцией демонстрировал новогодний мешок с неким предметом внутри и представил подсказки: здесь лежит то, о чем Вы иногда или часто, будете думать перед сном – лекторский бонус, авторский клубок идей, еще не опубликованных.
- Результат: « таинственный мешок» привлек дополнительное внимание публики.
Данные приемы требуют определенных приготовлений. Для анонсирования лекции, подготовки плана, реквизита, домашних заданий (тестов) требуется предварительная работа с материалом. Все это ложится на плечи самого лектора. Но поверьте, результат того стоит!
Статья члена Клуба авторов издательства LIVREZON В. П. Борисенко. Для подготовки использовались материалы Коллективной базы педагогических приемов издательства.