Сегодня речь пойдет еще об одном редком образце экранизации, который оказался лучше литературного первоисточника, - фильме «Роза прощальных ветров» 2012 года по одноименному роману Татьяны Трониной. Правда, этот случай немного отличается от «И все-таки я люблю...», где сериал вышел настолько же убедительным и душевным, насколько халтурной и вульгарной была книга Елены Харьковой. В данном случае роман вовсе не так уж плох — Тронина все-таки выше Харьковой на три головы как автор, - а фильм не сказать чтобы прекрасен. Просто его авторы удачно подредактировали именно то что нужно, при этом сохранив легкую мелодраматичную атмосферу, не скатившись ни в откровенный китч, ни в ненужный пафос.
Сюжет романа таков: главная героиня Роза, много лет живущая в браке с успешным юристом и воспитывающая падчерицу, переживает кризис среднего возраста. Ее муж Николай давно встречается с эффектной любовницей, которую давно не устраивает эта роль, и она решает взять инициативу в свои руки. Разумеется, Николай придерживается старой легенды о том, что его жена больна, слаба, беспомощна, фригидна и просто умрет, если он решит с ней расстаться. Но как раз к тому моменту, когда Марина — так зовут разлучницу, - решает поговорить с Розой, та встречает странного незнакомца Константина. После стихийно проведенной вместе ночи Роза и Костя очень скоро, как часто бывает у Трониной, понимают, что предназначены друг другу судьбой. Поэтому Роза меняет имидж, спокойно принимает новость об измене мужа, а Костя разрывает свою помолвку. Но если у него перемены на личном фронте не имеют особых последствий, то Николай не намерен так просто отпускать осмелевшую и похорошевшую жену (жилье и работа, к слову, у нее есть).
Параллельно с этим рассказывается трагическая история подростковой влюбленности Розы и ее роковые последствия для нескольких человек. Завершается история предсказуемо: Николая бросают и жена, и Марина, Роза и Костя соединяются и ждут ребенка, притом что героиня много лет считала себя бесплодной. Это, к слову, тоже стало одной из дурных традиций дамского чтива: если в начале героиня страдает от невозможности стать матерью, почти наверняка в финале она забеременеет (при условии, конечно, что у нее не удалены органы). Я не говорю, что это плохо, но для людей, которые в действительности не могут иметь детей, подобные спекулятивные ходы могут быть очень болезненными. В жизни все-таки чудеса бывают редко, и вот так проталкивать идею, что без потомства счастье невозможно, лично мне кажется жестоким.
Теперь что касается фильма. Это крайне непретенциозная мелодрама с телеканала «Домашний», к которой явно приложили руку украинские мастера. Уровень сценария, постановки, антуража и актерской игры можно охарактеризовать одним словом - «легкий». Но это не всегда дурное определение.
Актеры в главных ролях — Татьяна Черкасова (Роза), Илья Носков (Константин), Борис Миронов (Николай) и Виктория Полторак (Марина) подобраны, на мой взгляд, очень хорошо и играют вполне добросовестно. Основное преимущество фильма над книгой, которое я хочу отметить, - то, что по сценарию Роза и Костя знакомы уже давно, он долгое время был женат на ее подруге, и есть намеки, что они просто вовремя не разобрались в своих настоящих чувствах. Это все-таки выглядит правдивее и как-то достойнее, чем скоротечное рождение «Истинной Любви» из случайного секса с пьяным(!) незнакомцем, который перепутал адреса.
Кроме того, на экране, в отличие от книги, интиму вообще уделяется мало внимания, он обозначен легко и деликатно, в то время как в романе было много ненужных и пошловатых подробностей вроде оргазмов с криками и долгого расцеловывания пальцев на ногах.
Второе — в фильме нет линии с прошлым Розы и его жуткими тайнами, которая в романе никак не влияет на основной сюжет и только отвлекает. Понятно, что фильм обычно смотрится быстрее, чем читается книга, и всего показать нельзя. Поэтому заодно попали под нож и неплохие задумки в романе — образ невесты Константина мало раскрыт, а ее новый объект обожания, «непризнанный гений» Куракин, и вовсе показан мимоходом. Хотя Тронина показала в них весьма колоритные богемно-хипстерские образы, за которыми в действительности скрывается сплошная пустота.
И помимо всего, фильм просто получился жизнерадостным и добродушным как мороженое в жаркий летний день, без налета поучений и слишком натужного оптимизма. Очень приятен эпизод на танцплощадке, который несомненно украсил зажигательный чернокожий танцор. Поэтому я рекомендую посмотреть его тем, кто хочет расслабиться и получить положительные эмоции, в то время как о книге такого, увы, не могу сказать.