В ходе индустриального развития Китая руководство страны вынуждено было решать множество проблем. В частности, проблемы, вызванные массовой миграцией населения из деревни в город, недобросовестности компаний, низкой культуры и квалификации работников, коррупции в госучреждениях. В конечном счете многое из этого выливалось в низкое качество товаров и, более широко, в замедление темпов экономического развития.
Одним из решений китайских властей в данной ситуации было введение систем социального рейтинга.
Автор: Гуменный Виктор Георгиевич
Попытаемся разобраться, что же это такое? В том или ином виде аналоги социального рейтинга присутствуют во всех сферах жизни и означают оценку “полезности” человека для социума. Проявляться они могут по-разному. Например, боевые награды ветеранам войны - это один вид социального рейтинга (формальный). А негласный отказ работодателей принимать на работу ветеранов, прошедших горячие точки, - другой его вид (неформальный).
В Китае же предпринимают попытки не просто ввести подобные социальные механизмы, но и оцифровать их. Сейчас в разных городах действуют 42 разных системы. Распространяются они как на обычных граждан, так и на коммерческие компании, и затрагивают очень широкие сферы жизни, включая:
● городские услуги: доступность различных видов транспорта, аренда помещений и бронирование гостиниц, обслуживание в госучреждениях;
● коммерческие услуги и товары: различные акции, скидки, премиальные товары; условия выдачи кредитов, лицензий, разрешений;
● возможности трудоустройства и продвижения по карьерной лестнице.
Цель введения подобных систем - стимулировать социально-полезное поведение. А к тем гражданам, которые не соблюдают правила, применяются различные меры наказаний, которые можно условно поделить на четыре степени воздействия:
1) Информационное - донести до населения некоторый набор правил. Для этого публикуются и распространяются:
● перечни действий, за которые назначаются штрафы, и размеры этих штрафов;
● «черные списки» нарушителей - людей с низким рейтингом;
● информация о наградах за высокий рейтинг.
2) “Декларативное” наказание в виде публичного порицания без реального ограничения в правах или действиях. Человеку неприятно, когда другие узнают о нём как о нарушителе. На такого нарушителя накладывают публичный “ярлык”, о котором узнает окружение:
● на доске позора,
● в виде измененного телефонного гудка,
● существует даже специальное приложение-радар, которое показывает нарушителей поблизости.
Похожим образом поступали в некоторых странах, когда с целью дискриминации обязывали носить отличительные знаки представителей той или иной социальной группы или национальности: гияры в исламских странах, знаки для евреев в средние века и в нацистской Германии и т.д.
3) Частные ограничения и запреты – это уже более “осязаемые” наказания. Они, как правило, связаны с конкретным нарушением и не распространяются вне одного фиксированного контекста. Например, когда человек нарушает правила форума - его блокируют только на этом форуме, если он повредил велосипед - то больше не сможет брать в аренду только велосипеды, если напился в самолете - не сможет летать только рейсом одной компании.
4) Следующая степень наказаний – более широкие запреты на пользование общедоступными услугами. Тут встречаются разные варианты ограничений:
● Услуги, которые можно заменить более простыми: запреты на поездки скоростным транспортом (экспресс-поезда, самолеты) можно обойти поездками на обычном транспорте. Сюда же относятся запреты занимать определенные должности.
● Снижение параметров качества услуг: например, человека ставят последним в очереди на прием, либо снижают ему скорость доступа в интернет.
● Полный запрет на услугу. Когда китаец попадает в «черный список» ему могут ввести полный запрет на пользование некоторыми услугами: он не сможет взять в банке кредит, снять жилье или забронировать гостиницу. Например, когда журналист Лю Ху был внесен в «черный список» по политическим причинам, ему была заблокирована возможность купить билет на самолет, пользоваться отдельными железнодорожными линиями, покупать недвижимость или брать кредит.
Помимо системы штрафов, в Китае также действуют различные способы поощрений граждан с высоким рейтингом. Но если штрафами занимаются государственные системы, то поощрениями занимаются системы коммерческие, и действуют они методами цифрового маркетинга. Почему? Видимо, только у них наработаны хоть какие-то способы стимулировать желательное поведение клиента, а не только наказывать его. В качестве таких стимулов применяют:
● программы лояльности, скидки на товары и услуги, бесплатные премиальные товары;
● отложенная оплата какой-то услуги, улучшенные условия гарантии (в надежде на то, что надежный гражданин будет бережно относиться к товару);
● приоритетное обслуживание, льготные городские услуги (например, проездные).
Намного большую роль играют поощрения компаниям - это лучшие условия кредита и разрешения для ведения бизнеса.
Какие же выводы мы можем извлечь из подобных способов социального контроля?
Во-первых, при разработке подобных систем неизбежно допускаются ошибки, приводящие к негативным социальным эффектам:
● Недостаточное информирование . Многие китайцы узнают о том, что они в «черном списке», только постфактум. Помимо штрафов и запретов, должна работать система предупредительных сигналов.
● Отсутствие возможностей исправить положение . Граждане, попавшие в «черный список», зачастую не понимают, что им нужно сделать для улучшения своего рейтинга. Это приводит к изоляции и социальному расслоению. То есть, помимо системы наказаний и поощрений, должны действовать механизмы реабилитации, восстановления социального статуса. С мотивационной точки зрения, если человек лишь теряет что-то ценное, но не может то же самое приобрести обратно или преумножить, у него исчезает стимул к этому стремиться. Даже такой невосполнимый ресурс как здоровье можно не только утратить, но и как-то укрепить, в крайнем случае – назначить поддерживающее лечение. Представим себе для примера спортивную игру, где можно только потерять очки, но нельзя их отыграть или набрать, - выигрыш станет невозможен. Это может негативно сработать также и в обратную сторону - человек с высоким рейтингом перестает о нем беспокоиться.
● Одна оценка для всего . Рейтинг - это одна цифра, которая высвечивается на смартфоне у гражданина. Реальность чаще всего сложнее - человек обладает сложным комплексом параметров, и в разных контекстах он может получать различные оценки. Например, набор параметров оценки клиента при выдаче кредита в банке отличается от параметров оценки кандидата при приеме на работу.
● Использование в политических целях . Как мы видели на примере Лю Ху, обладание подобными механизмами контроля позволяет завуалированно преследовать людей, неугодных текущему политическому режиму. Поэтому, чем более глобально применяются системы наказаний, тем более открытыми и проверяемыми они должны быть.
Какие же преимущества дают подобные системы по отношению к традиционным гражданским и административным правилам?
● Детализация контроля . Распространение интернета, систем распознавания и других технических новшеств приводит к увеличению глубины контроля, которая раньше была недоступна. Появляются возможности отследить детальную историю действий пользователя в сети и в физическом мире, траектории передвижений и т.д. Причем если в общем случае это приводит к формированию тоталитарной структуры управления, то в частных – может играть положительную роль для лиц определенной профессии. Например, когда американский полицейский всю смену проводит с нагрудной камерой, многие вопросы дисциплины разрешаются автоматически.
● Увеличение скорости обратной связи . Это проявляется в увеличении степени контроля до момента нарушения (системы предупреждений), и во время нарушений (мгновенные штрафы, например, при превышении скорости). Каждый владелец домашнего животного знает, что эффективность приучения к туалету напрямую зависит от скорости “объяснения” питомцу, в чем именно он не прав.
● Отсутствие издержек . В подобных системах нет массы издержек, присущих классическим судебным системам: адвокат, судья, судебный процесс и прочая бюрократия. С другой стороны, это же является и недостатком, поскольку не предусмотрены процедуры апелляции, пересмотра и снятия обвинений.
● Автоматизация . Сотрудник полиции может не участвовать в выписке штрафа - за него это делают системы регистрации и распознавания.
● Сглаживание наказаний . Становятся доступны мелкие корректирующие действия, которые могут играть предохранительную роль против крупных или регулярных нарушений.
● Интеграция систем . Разные рейтинговые системы объединяются в одну платформу под руководством государственных служб, происходит объединение информации из множества разных источников.
Подобные недостатки и преимущества встречаются не только в Китае, но и в других (необязательно государственных) системах, где нужно решать похожие задачи социального контроля. Поэтому я предлагаю внимательному читателю привести свой пример и разобрать его по предложенному списку ошибок и решений. Подсказка: отдельные упоминания о других примерах социального контроля можно найти в тексте этой статьи.