Во время изучения истории купеческих особняков столицы, на свет порой появляются самые удивительные подробности жизни далеких от коммерции выдающихся граждан нашей страны. В частности, особняк в стиле модерн, расположенный по адресу Проспект Мира д.25 самым удивительным романтическим образом связан с именем К.Э. Циолковского – основателя отечественной космонавтики. Впрочем, обо всем по порядку…
Купеческое гнездо
Как и большинство особняков центра Москвы, данное здание имеет достаточно рядовую историю своей постройки, когда семьи аристократов XIX века продавали свои поместья нарождающейся прослойке буржуазии. Исторически в данной части 1-Мещанской улицы (Проспект Мира) находился деревянный господский дом с садом, принадлежавший жене надворного советника М.А. Раевской. Семья была богатой и в 1811 году деревянный дом перестроили в каменный особняк. Напрасно. Спустя год началась Отечественная война 1812 года, и новый дом практически полностью сгорел. После восстановления здание приобрела Е.А. Свечина, состоявшая на государственной службе. Однако самый интересный период в истории здания начался в 1870-х годах после его приобретения семьей родовитых купцов Циммерманов из Ревеля (современный Таллин). В Прибалтике отец семейства К.Ф. Циммерман владел крупными текстильными фабриками производившими популярные в то время шляпы. По традиции тех лет обеспеченный мужчина приобрел для своей супруги Софьи Федоровны и дочери, чье имя не сохранилось в истории, особняк в центре Москвы. Жена купца оказалась женщиной бойкой и вскоре истребовала у властей разрешение на перестройку здания. Дом был значительно увеличен в размерах, появились разноуровневые этажи с переходами, парадные залы, лепнина, двусветный ризолит и прочие атрибуты жилья богатых купцов конца XIX - начала XX века в России. При этом в городе С.Ф. Циммерман именовали не иначе, как «шляпной королевой».
Я подарю тебе звезду
В то время пока Софья Федоровна занималась обустройством дома, ее дочь, как это часто бывало в купеческих семьях, сидела взаперти в романтическом ожидании появления достойного жениха. Об этом, естественно, знала прислуга, включая женщину мывшую в особняке полы. По счастливому стечению обстоятельств поломойка, также убиралась в небогатом доме в Лефортофе, где снимал жилье юный К.Э. Циолковский. Молодой человек приехал поступать в техническое училище и только-только вступил на путь исследователя космических глубин. При этом жил Константин Эдуардович на скромные деньги, выделяемые ему отцом, питаясь лишь "хлебом и водой". Однажды сердобольная женщина, убиравшаяся в его комнате, предложила Константину Эдуардовичу вступить в переписку с томной девушкой из богатой купеческой семьи одних с ним лет. Будущий ученый, как он впоследствии сам упоминал в своих мемуарах, согласился. Длительное время молодые люди состояли в переписке. Сложно сказать, каким было содержание данных писем, но очевидно, что со временем от обсуждения строения Вселенной они все больше переходили на любовный лад. Кончилось все печально. Софья Федоровна Циммерман обнаружила у дочери тайную переписку с К.Э. Циолковским, и прочла ее. Дальше последовали обычные в подобных случаях разбирательства. В итоге девушке запретили продолжать роман в письмах с бедным студентом. Влюбленная купчиха успела лишь написать и тайно передать Константину Эдуардовичу прощальное письмо. Надо сказать, что будущий ученый, как он сам утверждал, был сильно влюблен. Юноша сильно страдал из-за прекращения платонического романа в письмах, хотя с предметом своих мечтаний даже ни разу не встречался. Особняк Циммерманы продали в 1904 году, после чего вплоть до революции 1917 года он сменил нескольких владельцев из купеческой среды. Один из них С.П. Моргунов, даже поместил свой именной вензель на фасад здания.
В советские годы в доме располагались различные учреждения. В настоящий момент здание находится на реставрации.