В процессе написания предыдущей статьи, посвященной обзору выставки Cartier в Эрмитаже, мне захотелось подробнее познакомится с этой ювелирной фирмой и написать о ней что-нибудь интересное.
Однако в процессе «знакомства», блуждая в дебрях ювелирной истории, я в какой-то момент осознала, что мир Cartier по-настоящему огромен. Описать историю его становления и развития непросто сложно, в рамках одной статьи это в принципе невозможно: рискуешь потерять что-нибудь важное или значимое, а в моем случае – что-нибудь красивое… В итоге у меня получилось шесть статей – удалось ли мне отразить в них все самое-самое из мира Cartier ? Давайте посмотрим…
Обычное начало.
Начнем, как водится, с истоков… История знаменитого ювелирного бренда начиналась очень прозаично, буднично и даже скучно. Просто некто Пьер Картье – один из многочисленных ветеранов наполеоновских войн, за годы войны твердо уверовавший в силу пороха и открывший лавку по производству пороховых рожков, - был крайне разочарован интересами и стремлениями своего старшего сына…
Луи-Франсуа Картье совершенно не разделял практичных ценностей отца, он с детства хорошо рисовал и проявлял куда больший интерес к миру искусству и красоты, нежели к войне и пороху… К счастью, отец не стал пытаться переделать вкусы наследника, а отдал его в подмастерья одному из парижских ювелиров – Адольфу Пикару…
Талантливый юноша очень быстро вник во все тайны ювелирного мастерства и уже в 1847 году смог выкупить мастерскую своего учителя всего лишь в возрасте 26 лет. Так был сделан первый шаг на пути создания самого популярного бренда в истории французских драгоценностей…
В 19 веке иметь собственную мастерскую в Париже еще не значило быть успешным – слишком высока была конкуренция, особенно в мире ювелирных украшений. Вот и Луи-Франсуа Картье долгое время пребывал на задворках ювелирной жизни, оставаясь лишь скромным, никому неизвестным ремесленником…
Трудно сказать, сколько бы он оставался в таком качестве и смог бы вообще когда-нибудь прославиться, если бы не счастливый случай. Как всегда в мире красоты случай этот был связан с женщиной.
Племянница императора Наполеона I – принцесса Матильда, - увидела у своей подруги графини Ньеверкерк необычную брошь, та похвасталась, что приобрела ее и еще две другие брошки в небольшой ювелирной лавке, в которой оказалась совершенно случайно.
Естественно, что, следуя извечной женской тяги ко всему необычному и прекрасному, Матильда очень скоро также познакомилась с творчеством Картье. А через нее о скромном ювелире узнала главная законодательница мод и тенденций в светском обществе второй империи – императрица Евгения.
С этого момента Картье становится популярен: о нем говорят, у него делают заказы самые известные и состоятельные красавицы Парижа. А он активно поощряет их интерес, создавая все новые и новые украшения.
Главным в них было то, что они никогда не повторялись: каждая покупательница могла быть уверена, что купленное ею украшение уникально и больше ни у кого такого нет – согласитесь, очень ценное качество изделия, с точки зрения прекрасной половины человечества.
В результате сын Луи-Франсуа – Альфред, - в 1874 году унаследовал от отца уже довольно известный ювелирный дом, правда до звания мирового бренда ему было еще далеко. Это по-прежнему было семейное дело средней руки, мало чем отличающееся от сотен других ему подобных. Кроме того, к этому моменту закончился блистательный век второй империи, а спрос на украшения резко снизился: практичные буржуа предпочитали более рациональные и утилитарные вещи…
Пожалуй, основная заслуга Альфреда в истории знаменитого бренда заключается в том, что ему удалось сохранить семейную фирму на плаву. Он, также как и отец, избегал рискованных дизайнов, создавая изящные украшения в классическом стиле. Главным его стремлением было поддержание высокого качества, сохранение традиций и безупречного вкуса…
Создание ювелирной империи…
Тот дом Cartier , который мы все знаем сейчас, обязан своим появлением наследникам Альфреда – трем его сыновьям: Луи, Пьеру и Жаку, унаследовавшим дело отца в 1898 году. По странной прихоти судьбы каждый из них отличался совершенно разными талантами, которые вряд ли бы могли соединиться в одном человеке…
Так, средний брат – Пьер, - был талантливым бизнесменом и, как сейчас бы сказали, маркетологом. Именно он создал представительства Cartier в Лондоне и Нью-Йорке, именно он посещал с этой же целью и Российскую империю, правда здесь его планы натолкнулись на сопротивление Фаберже – главного поставщика императорского двора.
Справедливости ради стоит отметить, что драгоценности Cartier все-таки смогли сыскать себе определенную популярность в кругах российских аристократов, многие из которых специально совершали ювелирные набеги во французскую столицу.
И неизвестно чем бы в итоге закончилась конкуренция двух ювелирных брендов, если бы не сложные перипетии отечественной истории, не оставившие дому Фаберже ни единого шанса в этом роскошном противостоянии…
Третий брат – Жак, - был увлеченным ценителем и превосходным знатоком драгоценных камней. Подобно своему старшему брату Пьеру, он также большую часть жизни проводил в разъездах, но, если Пьера больше привлекал западный мир, Жак стремился на восток.
Здесь, в мире, где до сих пор правили махараджи и султаны, он искал редчайшие драгоценные камни необычных цветов, покупал жемчуг высочайшего качества и изучал неизвестные на западе технологии создания ювелирных украшений.
Так, во многом именно благодаря ему в мире Cartier появилось красочное царство украшений Tutti Frutti: изящные цветы и листья, выгравированные из ярких драгоценных камней, роскошными гроздьями, ниспадающих с тонкой, едва заметной металлической оправы…
Украшения Tutti Fruttii обязанные своим возникновением индийским мотивам и техникам, в первую очередь ассоциируются в моем сознании с брендом Cartier . Поэтому им на канале посвящена отдельная статья.
Наконец, третий, самый старший брат – Луи. Он был самым талантливым из всех. Дизайнер, художник, ювелир, бизнесмен - именно ему знаменитый бренд обязан большинством своих достижений и самых известных шедевров.
К числу таковых, в частности, относятся:
- 1 – производство наручных часов – совершенно новое явление в мире ювелирного искусства. Если все остальные ювелиры занимались только гравировкой и украшением часов, то Cartier , благодаря Луи, стал производить и часовые механизмы, соединив красоту с утилитарностью, практичность – с изяществом. (о часах Cartier более подробно в отдельной статье);
- 2 – использование платины. Это была революция в ювелирном искусстве. Еще в конце 19 века Луи вместе со своим отцом искали средство, которое позволило бы создавать более тонкие украшения с еще большим количеством драгоценных камней. Золото делало такие шедевры очень тяжелыми, а серебро со временем тускнело, красота же должна быть вечной.
«Толстые оправы из золота, серебра и тяжелых плетеных нитей, которые были известны с незапамятных времен, были подобны доспехам для ювелирного украшения. Использование платины, стало его вышивкой». (Луи Картье)
Платина в ту пору была промышленным металлом, который использовался при производстве техники. Картье первыми обратили внимание на его чистый серебряный блеск, так удобно сочетавшийся с твердостью, пластичностью и легкостью материала.
- 3 – использование платины позволило Луи создать отдельный стиль ювелирных украшений «Гирлянды» - роскошные платиновые кружева, сияющие холодным блеском бесчисленных бриллиантов, каждый из которых отличался высочайшим качеством.
Эта линия украшений стала своеобразным ответом Cartier на вычурный стиль модерна: в отличие от других ювелиров, в спешке стремящихся угнаться за творческим гением Рене Лалика, Луи Картье сохранил приверженность классическим ценностям и орнаментам. Он вдохновлялся роскошью дворцов Версаля и Фонтенбло
Эта же линия больше всего полюбилась представителям королевских и императорских домов, и подарила дому Cartier звание «Ювелира королей и короля ювелиров» (английский король Эдуард VII (1901-1910)), надолго став его своеобразной, очень дорогой визитной карточкой.
- 4 – кольцо Trinity – один из самых известных дизайнов ювелирных украшений, используемый домом Cartier до сих пор.
Кольцо Trinity было разработано в 1924 году Луи Картье лично. Он придумал простую и поэтому фактически совершенную концепцию любви в форме ювелирного украшения. Переплетение трех полос, изготовленных из разных цветных сплавов драгоценных металлов символизировало соединение трех самых лучших чувств: розовое золото означало любовь, желтое - верность, а белое - дружбу.
Этот дизайн возник благодаря заказу французского писателя и художника Жана Кокто, и стал одним из самых популярных и востребованных ювелирных украшений Cartier, соединив в себе роскошь драгоценных металлов и лаконичный дизайн – невероятное сочетание стиля и красоты.
- 5 – создание бестиария Cartier . Луи Картье не мог полностью игнорировать ценности модерна, он хорошо понимал, что провокационные дизайны и орнаменты часто становятся самыми известными и популярными. Шокировать в мире моды и красоты почти всегда означает покорить.
Еще его дед, основатель ювелирного дома, частенько использовал в своих украшениях образы птиц, но Луи пошел дальше, обратившись к силуэтам рептилий и хищных животных.
Конечно, рептилиям Луи Картье было далеко до тех мифических существ, которые населяли ювелирные сказки Рене Лалика и его подражателей в части натурализма и вычурности. Зато змеи и крокодилы Cartier всегда отличались ослепительным блеском бриллиантов и драгоценных камней – невероятно завораживающее сочетание опасности и красоты…
Такие изделия требовали больших затрат и сложных расчетов, а потому создавались исключительно под заказ. Тем не менее, они все еще продолжают населять мир Cartier .
Но самым популярным животным в бестиарии Cartier все-таки является пантера, также появившаяся здесь по воле талантливого Луи. А точнее – благодаря его любви и привязанности к одной из самых экстравагантных и известных женщин того времени – Жанны Туссен.
Роскошная хищная кошка, наделенная невероятной природной грацией, силой и изяществом, в сочетании с холодным блеском драгоценных камней до сих пор является одним из самых желанных ювелирных украшений.
По сути – это главный символ Cartier , сохранивший свою значимость и популярность даже в условиях современной вакханалии дизайнерских «находок».
На рубеже эпох…
Творческое наследие Луи и достижения его братьев во многом предопределило современный облик знаменитого бренда, собственно, именно благодаря им Cartier и стал брендом. Но после того, как один за другим из жизни ушли все три брата (последним в 1962 году скончался Пьер) будущее ювелирной империи оказалось под вопросом, фактически Cartier был на грани исчезновения.
Роскошный дизайн в сочетании с расчетом и умелой рекламой позволили фирме пережить даже мировой экономический кризис 1929 года и затяжную стагнацию 1930-х годов (здесь фирму спасли многочисленные заказы восточных царьков и принцев, связи с которыми были установлены Жаком). Но, увы, империя оказалась бессильна перед лицом самого обычного явления в человеческой истории – наследственного права…
Наследники трех братьев не просто оказались лишены их талантов, но еще и не смогли договориться между собой, а потому вскоре они один за другим продали империю Cartier по частям. Какое-то время казалось, что теперь так и будет – три филиала знаменитой фирмы пойдут своим путем, или исчезнут.
К счастью, судьба оказалась благосклонна к знаменитому ювелирному дому: в 1972 году Роберт Хок выкупил Cartier Paris , а в1974 и 1976 годах, соответственно, - Cartier London и Cartier New York, таким образом восстановив империю Cartier в ее изначальном варианте.
С новым владельцем у Cartier появился и новый девиз: «Must de Cartier» («Cartier, это обязательно!»), нисколько не противоречащий громкому имени «короля ювелиров», который фирма также постаралась за собой сохранить.
Насколько хорошо это получилось и соответствует ли новый лозунг и старая характеристика современным реалиям и достижениям знаменитой французской фирмы, я постараюсь выяснить в одной из следующих статей.
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺