Найти в Дзене
Автор Дзен

Древняя Иллирия

Древние верования иллирийских племен, населявших Боснию и Герцеговину, по-прежнему присутствовуют в народных верованиях, в основном связанных с культом исцеления водой, в котором явно проявляется бог Бинду. Если проанализировать народный культ врачевания и его практику, которая по сути является языческой по своей природе, то трудно объяснить, как этой древней системе удалось выжить в Боснии, особенно в разгар сильной экспансии христианства, а затем и ислама? Однако, ответ следует искать в том факте, что христианство, или ислам, имели достаточно влияния, чтобы полностью ассимилировать боснийский народ и полностью отделить его от древней иллирийской религии. И то, что это правда, возможно, лучше всего показывает культ бога Бинду. Как известно, бог Бинду был богом источников боснийских иллирийцев, чьи храмы-источники были найдены по всей современной Боснии и Герцеговине и соседней Хорватии. Одно из наиболее хорошо сохранившихся священных мест было найдено в Привилице недалеко от Бихача, на природе, как раз рядом с источником.

В этом месте были раскопаны десятки жертвоприношений Бинду, а также часовня с многочисленными костями животных, принесенных в жертву в его честь. В ритуальной практике паломничества к источникам можно заметить влияние трех религиозных культов боснийских иллирийцев: солнце, культ луны и культ Бинду. Культ солнца - наибольшее количество святых и целительных источников находится на восточной стороне поселения. Его можно было посещать исключительно на рассвете, перед восходом солнца, чтобы помолиться, умыться и попить воды. Таким образом, больной будет ожидать благословения солнца, которое будет освещать человека светом и теплом, когда оно восходит с востока.

Культ луны - источники посещались в первую неделю новолуния, а именно в нечетные дни, то есть в понедельник, среду, пятницу и воскресенье.

Культ Бинду - Умыв лицо и выпив воду или поместив ее в сосуды и неся ее домой, больные оставляли немного денег рядом с ручьями. Кроме монет, еду, или развешивали часть своей одежды на близлежащих деревьях. В ритуалах можно заметить влияние трех божеств, которые могут указывать на тот факт, что Бинду был сыном бога солнца и богини луны, и как их сын он представлял идеальный пример жизненной силы и здоровья, которые дают жизнь и побеждают зло. Солнце, которое утром должно было появиться на востоке, согласно народным поверьям, это значит что солнце «родилось», и первые семь дней после появления новой луны несомненно указывают на идею обновления жизненной энергии, здоровья и удачи, а также процветание. Больные просили благословения у небесных божеств, которые снова воскресали в своих вечных циклах, и проявлением их божественной силы была именно вода, над которой Бинду имел покровительство и власть. В начале 20-го века Эмилиан Лилек, профессор из Сараево, описывал с десяток примеров поклонения весне в Боснии, в это время, также, источники славились целебным свойствам. Примеры, которые профессор Лилек собрал и записал, имеют, помимо своей этнологической ценности, историческое значение, потому что они подтверждают давнюю практику поклонения культу бога Бинду. Считается, что боснийский народ и сегодня не забыл о религиозной практике своих предков, которая сохранилась, несмотря на беспокойные времена.

Продолжение следует.

Ещё статьи о Богах Иллирии здесь и здесь

Другие статьи

Кому интересно подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, спасибо за внимание.