Найти в Дзене

Магия момента

После Платона с Аристотелем пошла такая научно‑философская заумь и муть, что «все смешалось в доме Облонских». Дальнейший текст – до начала следующей главы можно смело пропустить без ущерба для общей линии повествования. Философские выверты – блюдо на любителя, как, например, устрицы. Кто‑то считает моллюсков деликатесом и смакует, а кто‑то говорит: «Как можно есть жидкие сопли!» Каждый по‑своему прав.

Аристотель говорил, что познание – это сфера взаимоотношений общего и единичного.

Сверх‑идеи воплощаются в наших земных бренных вещах и явлениях, которые мы познаем, узнаем и ощущаем на своем опыте, набивая шишки и становясь умнее. Общее не может существовать отдельно от единичного.

Платон считал, что вещи приобретают значения сущности, только приобщаясь к идеям. Сущность – посредник, медиатор между идеей и вещью. Идеи существуют сами по себе: красота – сама по себе, мужество само по себе.

Аристотель иронизировал: как быть с несуществующими понятиями – химерами, кентаврами и прочими персонажами древнегреческих мифов? Есть единый мир сущностей. Сущность – это то, что делает эту вещь этой вещью, но у нее есть и вторичные признаки.

Лимон – кислый, но если попросить пять человек представить себе лимон, то это будет пять разных лимонов, отличающихся друг от друга по размеру, цвету и оттенкам вкуса.

Платон: «Вещи – копии идей». Аристотель: «Это бессмыслица».

Образ может не быть материальным предметом: нет идеального мужчины, как и идеальной женщины – тоже нет. «Идеальный муж» [1] – не более, чем название литературного произведения. Идеи не могут существовать отдельно от мира вещей, иначе как объяснить эволюцию, если мир идей не изменен?

В общем, развлекались, как могли, по полной программе. Сон разума рождает чудовищ [2] . Когда разум просыпается, бывает не лучше. Грибоедов даже пьесу такую написал – «Горе от ума» [3] .

Главный герой пьесы Грибоедова "Гор от ума" на собственном опыте убеждается. куда ведут дороги, выложенные благими намерениями интеллектуальных усилий
Главный герой пьесы Грибоедова "Гор от ума" на собственном опыте убеждается. куда ведут дороги, выложенные благими намерениями интеллектуальных усилий

[1] «Идеальный муж», комедия Оскара Уайльда

[2] «Сон разума рождает чудовищ» – название известной картины Франсиско Гойя. Он писал: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

[3] Героиня пьесы говорит о времени: «Забылись музыкой, и время шло так плавно». Проведя ночь с возлюбленным, героиня видит «La vie en rose – Жизнь в розовом цвете», прямо как в песне Эдит Пиаф. Правда, в конце пьесы выяснилось, что герой‑любовник увлекается еще и служанкой героини, и магия момента рассеялась.