Реформационные процессы в Швейцарии.
В разных странах Реформация приобретала различные формы в зависимости от характера и конкретных условий. Реформациийни же течения в Швейцарии имели общее значение для развития реформационного движения в Европе. В Швейцарии зародились направления, связанные с Цвингли и нашло почву для развития учения Кальвина. Эти учения более последовательно, чем лютеранство, выразили буржуазную сущность реформации.
Для понимания причин, почему Швейцария стала местом, где распространилась Реформация, надо вспомнить ее особенности. Это - горная страна. Ее население могло долго сохранять общинный быт. Через альпийские перевалы Швейцария была связана с итальянской торговлей.
Ядром Швейцарского союза стали три горных лесных кантона - Швиц, Ури, Унтервальден. С XIII в. они держали ключи от Сен-Готардского перевала, который связывал Италию с другими странами Европы. Габсбурги имели в этих 3-х Катон своих управляющих - Фогт и большие земельные владения.
Местное население сумело отстоять свою независимость. Большие города - Цюрих и Женева стали центрами, откуда распространялась Реформация. В 1291 кантоны Швиц, Ури, Унтервальден заключили между собой соглашение для борьбы против Габсбургов. Другие области тоже поднялись на борьбу. В 1332 присоединился Люцерн, в 1351 - Цюрих, в 1352 - Цуг и Гларус, в 1353 - Берн, в 1481 - Фрицбург (Фрайбург), в 1501 - Базель и Шафхаузен.
Выросла военная мощь Швейцарского союза. Армия была крестьянской. В битве при Нанси (1477) швейцарцы вместе с герцогом Рене Лотарингским разгромили армию бургундского герцога Карла Смелого. В результате Бургундское герцогство было ликвидировано. После этого Швейцарский союз стал фактически независимым.
Благодаря этой победе швейцарская армия получила популярность в Европе. Она начала использоваться как наемная. Наемничество стало страшной бедой Швейцарии. Требование покончить с торговлей кровью стала одним из требований Реформации.
По политическим строем Швейцарский союз был конфедерацией, то есть не имел постоянных органов центального власти. Общие дела решались на съездах кантонов - ландтагах.
Были союзные земли, присоединенные к кантонов на основе договоров. Они не имели представительства в ландтаге. Все кантоны по экономическому развитию можно разделить на две группы - лесные, сельскохозяйственные - Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн и Цуг. Большая часть крестьян здесь викуплялась из зависимости. Феодальные отношения сохранялись лишь в церковных землях.
Ведущей отраслью было животноводство. Продукция - шерсть, кожи, масло, сыр - сбывались в городские кантоны, а также в Италию и Германию. Пастбища и леса находились в общинном пользовании. А хлеб завозился из Германии через Базель и Цюрих.
В XVI в. сельская община заметно разложилась. Пользование общинной землей стало привилегией верхушки сел. Обедневшие крестьяне и присильникы за пользование щелочью, лесом отрабатывали барщину в пользу общины. Беднота закабалялась под покровом общинных отношений. Избыток рабочих рук из-за малоземелья (распахивать новые земли запрещалось) существовал. Поэтому немало молодежи шло в армию.
В городских кантонах - Цюрих, Берн, Базель - все было иначе. Общине принадлежало только ¼ угодий. Коллективным сеньором был город, оно эксплуатировало фермеров в муниципальных землях. Городские кантоны были на торговых путях. Были здесь и цеховые ремесла. В бумажной мануфактуре господствовали капиталистические отношения. Были в Женеве и свободные от цехов ремесла - ювелирное, шелкоткацкого.
Кантоны были разными и объединила их борьба против Габсбургов. Кантональные власти заключали специальные договоры с иностранными государствами и ежегодно 80 тыс. Наемников со своими офицерами служили в других странах.
В Берне и Базеле царила олигархия старых патрицианских родов. В Цюрихе власть была в руках сильных ремесленных цехов. Но это не означало демократизма. Городской магистрат проводил реакционную политику.
Городские кантоны хотели подчинить себе лесные. Конфедерация была и культурно разбита - на французский и немецкий. Система наемничества позволяла удалять из страны недовольных.
Во внешней политике лесные кантоны были связаны с реакционными католическими кругами - испанскими Габсбургами, папским престолом и правящими кругами Франции. У себя дома они не поощряли новаций. Лесные кантоны ни были увлечены Реформацией и даже выступали против нее.
Другое дело - в городских кантонах. Передовые слои бюргерства, вступая на путь капиталистического развития, отстранены от правления реакционным патрициатом в Базеле и Цюрихе. Они требовали запрета наемничества, которое отвлекало рабочие руки и усиливало дворянство, враждебно городам. Бюргеры разоблачали католическое духовенство, требовали секуляризации церковных земель. Возникло стремление к централизации Швейцарии, превращение ее в крепкую федерацию, где ведущее место занимали бы городские кантоны. Городской плебс, подмастерья, ремесленники страдали от олигархии и притязаний церкви. В городских кантонах возникли непримиримые противоречия, которые вылились в распространение идей Реформации.
Ульрих Цвингли.
Ульрих Цвингли - выходец из крестьян. Получил гуманитарное образование. Преподавал латынь в Базеле, а в 1506 г.. Принял сан священника. В 1516 выступает против наемничества. Как и Лютер, идеи Реформации обосновывал положениями из Евангелия, а не постановлениями пап. Был против индульгенций, поклонение иконам, выступал за дешевую церковь без монастырей и богатств.
Цвинглианство более решительно тянуло с обрядовой стороной богослужения, чем лютеранство, не признавало магической силы сохранившихся ним таинств - крещения и причастия. В организации цвинглианськои церкви был, в отличие от лютеранской, проведенный республиканский принцип. Реформация Цвингли - бюргерская. Осуждала монастырское землевладение и стяжение богатств церковью, ростовщичество и крепостное право. Цвингли выступал как мелкий собственник и республиканец. Князей и монархов считал тиранами. В наемничестве видел непатриотизм и коррупцию. Призвал к чистоте отношений, буржуазной бережливости, политической изоляции, провинциальной замкнутости. Это - противоречивость взглядов Цвингли, ибо одновременно он был и за швейцарскую Федереции.
В 1518 Цвингли получает место священника в соборе Цюриха. Начинает проповедь Реформации. В 1522 г.. Городской совет под давлением сторонники Цвингли декретировало отличие постов и безбрачия духовенства. Цюрих был объявлен независимым от епископа Констанского. С 1523 началась секуляризация монастырского имущества. В 1524 г.. - отменены мессы, почитания икон и святых, введение прочесть для светских и духовных оссиб.
Церковная организация подчинялась городскому магистрату. Кантон выступал как город-государство. Цвинглианське вероисповедания было объявлено обязательным для всех жителей кантона, а соблюдение религиозных правил контролировалось городскими собственниками.
Одновременно проводилась и политическая программа - запрещался ростовщический процент, военное наемничество, пенсии иностранных королей. Церковная десятина теперь шла на содержание пасторов.
Патрициат и дворянство почти полностью были вытеснены из городских органов управления, а их место заняло бюргерство.
Победа цвинглианства в Цюрихе создала напряженность в Швейцарской конфедерации. Лесные кантоны подавляли любые попытки Реформации и требовали у городских подавления ереси. Особенно острые конфликты назрели в фогствах. Они становились центрами крестьянского движения и центрами противоречий.
Великая крестьянская война в Германии и здесь нашла отклик. Почва для этого был. Анабаптисты и цвинглианци радикального направления призывали не платить десятину. Вооруженные крестьяне создали отряд из 4 тыс. Чел. Однако руководство захватила зажиточная верхушка. Действия крестьян были умеренными - требования не выходили за рамки "12 сттей". Передав их власти, крестьяне разошлись по домам и ждали результатов.
В городах начались гонения на анабаптистов. Некоторые из них, убегая из городов, примкнули к крестьянских отрядов и были в них вожаками. Были волнения и в Базеле в 1525 среди плебса. Тайно собирались подмастерья различных цехов. Отношение колониальной власти к восставшим было неодинаково. В лесных кантонах они открыто выступали против. На горных переходах были поставлены заслоны, чтобы швейцарские крестьяне не объединились с немецкими.
Городским кантонам приходилось применять более сложную тактику. Они пытались подорвать могущество дворян и монастырей. Но города не хотели освобождать крестьян и не уступали всоимы привилегиями. Поэтому они проводили тактику мелких уступок и послаблений для крестьян: была отменена крепостная зависимость на церковных землях (подданных секуляризации), малая десятина, церковная юрисдикция, снижены налоги, восстановлена свобода охоты и рыбалки. Однако барщина и городские налоги оставались. Власти городских кантонов преследовала и анабаптистов.
Поражение крестьянской войны сузила базу цивинглианськои Реформации. Это отразилось не сразу. В 1528 цвинглианство было введено в Берне, Базеле, Санкт-Галлен, Гларусе, Шафхаузен. Окрыленные этим прибичниикы Цвингли уже хотели приступить к объединению Швейцарии под главенством Цюриха. В 1531 состоялось открытое военное столкновение населения Цюриха с 5-ю лесными кантонами. В битве при Каппеля в 1531 г.. Цюрих потерпел поражение. Погиб сам Цвингли.
После этого союз протестантских кантонов распался, проповедь цвинглианства в католических кантонах была запрещена, а объединение задержалось на века. Центр Реформации переместился в Женеву.
Кальвинистская Реформация.
Женева - у французской границы, с небольшой сельской общиной. Важное место транзитной торговли и баночных операций. Развитые было ювелирное, меховое, обувное производство. Цехов в Женеве не было.
Свободный городской режим привлекал реформаторов. В руководстве основную роль стали играть "новые горожане" - итальянцы, французы, поселившиеся недавно. Все это было благоприятным для Реформации.
Жан Кальвин родился в 1509 в семье епископского секретаря в г.. Нуайон. Отец готовил его на юриста, но вместе с правом Кальвин изучал философию и примкнул к гуманистической течения. Занимался литературой, преподаванием. Несколько лет прожил в Париже, где в 1534 стал протестантом. В 1536 переехал в Женеву. В тот же год в Базеле вышла его книга "Увещевание в христианской вере", которая содержала основы его учения.
Учение Кальвина направлено с одной стороны против католицизма, а с другой - против народной Реформации. Один из главных догматов - о божественном назначения. В Кальвина оно получило формулировку учения об абсолютном назначения. Бог заранее предназначил одних спасение, а других - к изгибу. Люди не могут ничего изменить своими поступками. Вера в Бога не зависит от воли человека, потому что сами благочестивые поступки - воля Бога. Люди могут только догадываться о своем назначении и то, благоволит к ним Бог.
Он сформулировал доктрину о мирской аскетизм. Надо отдаваться профессиональной деятельности, презирать комфорт, удовольствие и расточительность, быть бережливыми. Если человек отказывается получать прибыль путем труда - это грех.
Так идеологически отражались в религии взгляды буржуазии периода превисного накопления. Благоволению Бога можно заслужить трудом, скромностью, смирением. Этот догмат ориентировался на людей неимущих. Сначала Кальвин отвергал необходимость особой церковной организации. Но напор контрреформации с одной стороны и ересей с другой заставили его признать необходимость такой организации. Церковь строилась на республиканских началах. Во главе - пресвитеры, которых выбирали из членов общины, и проповедники. Они не имели сана, это - их обязанность и отсюда название - министры. Пресвитеры и министры составляли консисторию, что знала всем религиозным жизнью.
Догматы кальвинизма обсуждались на збборах министров - конгрегациях. Впоследствии они превратились в съезды общин - синоды. Их задача - бороться с ересями и беречь единство культа и вероучения. Такая организация была гибкой и боеспособной.
Кальвин был очень осторожен в политических вопросах. Он осуждал правителей - монархов и князей, говорил, что они почувствуют карающую десницу Божию. Но всякую власть он объявлял божественной. Право сопротивления тирании признавал только за церковью и представительными органами, например, Генеральными штатами, и то лишь тогда, когда исчерпаны легальные методы.
Демократию считал "худшей формой правления". Свои симпатии отдавал олигархии (аристократии). В качестве компромисса допускал ее сочетание с умеренной демократией. Люто ненавидел крестьянско-плебейскую ересь - анабаптизм. Требования раздела имущества называл "возмутительной дикостью". Оправдывал ростовщичество и даже рабство, которое начали применять в колониях.
Кальвинизм - это стройная система взглядов буржуазии. Когда Кальвин в 1536 прибыл в Женеву, там уже была осуществлена цвинглианська Реформация. Очень влиятельными были анабаптисты, они побеждали на диспутах. Кальвин установил теократию, что вызвало возмущение. В 1538 г.. Кальвин вынужден был бежать. Но в 1540 реформационная партия одержала верх и Кальвин по приглашению магистрата вернулся в Женеву, где и дожил до конца дней (1564). В городе была создана консистория, которой было подчинено всю жизнь. Она тоже была непримиримая к анабаптистов. Ученый Сервет (исп.), Который осмелился критиковать кальвинистов, тоже был арестован и сожжен.
Цвинглиантсво было порождено местными условиями, утратило революционный боевой дух и выродилось в бюргерскую Реформацию, узкую и рутинную. Иными были судьбы кальвинизма. Он получил европейского значения и распространялся там, где розвивася капитализм. Это религиозно-философское учение. Но его использовали и реакционные феодальные клики Европы того времени. Во Франции были "политические" дворянские гугеноты, которые отличались от гугенотов религиозных. Некоторые князья Германии тоже находились под флаг кальвинизма.
Контрреформация.
В 40-х годах XVI в. силы феодальной реакции перешли в наступление. Иногда даже монархии приспосабливались к Реформации (королевская Реформация в Англии).
Католическая церковь развернула Контрреформации. Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563 (в Тренто), отверг изменения в догматах церкви. Анафеме были подвергнуты все произведения протестантов. Был подтвержден принцип верховенства папы над епископами, собором и светскими властями. Тридентский собор запретил плюрализм - сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев, и абсентаизм - получение доходов с церковных должностей лицами, на этих должностях не занятых. Был сокращен аппарат папской курии. Верх взяли ультрамонтаны.
Усилились репрессивные средства католицизма. В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавил борьбу с ересями. Был составлен "индекс запрещенных книг".
Боевым органом католической церкви стал орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (1491 - 1556). Это испанский идальго, из-за ранения лишен возможности нести военную службу. Изучал богословие в Сорбонне, там же написал книгу "Духовные упражнения". Основал "Общество Иисуса". В 1540 г.. Папа утвердил устав нового ордена. Лойола был первым его генералом. При нем - совет из 6 человек. Мир был разделен на особые районы - провинции, включали по несколько стран.
Члены ордена давали обет, но жили в миру, занимали разные должности - придворные врачи, учителя, мастера. Не брезговали никакими средствами. Главная задача - воспитание в духе догматов католицизма, проникновение в высшие слои с целью подчинения их цели ордена, борьба с ересями, распространение католицизма. Иезуитськи руководители прощали все грехи, в т.ч. - убийство. Им надо было повиноваться - "как воск". Исповедь использовалась для информации. Слово "иезуит" приобрело значение коварства, измены. После временного закрытия ордена (1773 - 1814) он действует и сейчас.
Контрреформация в Европе имела определенный успех, поддержала католицизм. В Польше, Чехии, Италии, Испании она задержала реформаторский и национальное развитие.
Спасибо за прочтение!
P.s.: предлагайте интересующие вас темы в комментариях.