Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала.
Коснемся болезненной темы - кто и как должен оплачивать "расходный инструмент" и оснастку?
Заказчик постоянно задает вопрос - почему я должен оплачивать ваши шпатели и правила? Это ваш личный инструмент, средства производства, так сказать!
И знаете, в чем-то он прав. Попробуем разобраться.
Во-первых, есть инструмент, а есть оснастка. Главное отличие в рамках поставленного вопроса - у оснастки срок эксплуатации сильно меньше, чем у самого инструмента, и при этом этот срок привязан к количеству произведенных работ.
Например, бур 110 мм ноунейм 6-ка в бетоне пробурит 10-15 отверстий, фирменный - 20-25 отверстий. При условии, что мы не влупились в арматуру, правильно бурили и не сожгли бур. А отрезной диск толщиной 1,2 мм диаметром 125 мм сможет отрезать 1,5 метра металла толщиной 3 мм.
Сам же инструмент - перфоратор и болгарка могут служить годами, при соблюдении некоторых условий.
Итак, что часто относят к расходникам - шпатели, правила, коронки, буры, диски фибровые отрезные и алмазные, сетку шлифовальную, бруски, тёрки, вёдра ёмкости и т.д.
Делим все на две группы - инструмент и оснастка.
Инструмент - шпатели, правила, бруски, тёрки, вёдра, ёмкости, перфораторы, шуруповерты, и т.д.
Оснастка - коронки, буры, диски, сетка и т.д. Оснастка - рабочая часть инструмента.
Имеем две группы. Инструмент - с длительным или относительно длительным сроком эксплуатации, оснастка - с коротким, или относительно коротким сроком.
Так кто же платит за амортизацию инструмента и оснастки?
Заказчик, однозначно. А какие варианты оплаты?
1. Выставляем за отработавшую оснастку по факту.
2. Включаем ориентировочную стоимость оснастки в расценку.
3. В калькуляцию добавляем строку "амортизация инструмента и оснастки" в процентах от стоимости работ.
Я обычно недолговечную оснастку выставляю к оплате по факту. Долговечную - дорогие коронки и алмазные диски - в проценте от предполагаемого износа. Инструмент - в проценте от количества произведенных работ. Проблем нет - заказчик видит нормальную логику и не напрягается.
Что напрягает заказчика? Покупка шпателей и ёмкостей на его объект и за его счёт. И правильно напрягает. Если ко мне приходит штукатур-маляр и просит купить ему шпатели, мотивируя тем, что шпатели сейчас кривые и убогие, даже одного объекта не выдерживают - гоню в шею и сразу.
Почему - да потому, что сам использую недорогие шпатели, но при покупке из трёх десятков умудряюсь найти почти идеальный. А когда он поднашивается - выравниваю его болгаркой, с доводкой бруском. Таким образом, шпатели меняю не чаще раза в 2-3 года. Ёмкости - довольно долговечная штука, если за ними следить. Небольшие емкости - вёдра - вообще халявная вещь, остаются после каждого объекта, если не лениться их отмыть и отчистить.
Что имеем в сухом остатке? Да, как правило, банальный пофигизм работников по отношению к инструменту при попущении заказчика, плюс неумение и нежелание правильно расценивать свой труд с учетом износа инструментов. Занижаем расценку, а инструмент сгоревший авось купим как-нибудь.
Считаем правильно, кристально прозрачные отношения с заказчиком повышают лояльность к исполнителю!
До встречи на канале, с уважением ваш - Прораб в тюбетейке!