Я не идеал.
Попробуйте это произнести? Что вы чувствуете при этом? Может грусть или тревогу? Может облегчение или разочарование?
Примерно в младшем школьном возрасте ребенок под влиянием социума начинает усваивать определенные культуральные ценности и идеалы, нормы поведения и этику, мораль и формирует Идеальное Я.
То есть идеальное Я не свойственно нам с самого рождения, представление младенца о себе гармонично и едино. Потом постепенно появляется телесное Я – осознание собственного тела (малыши до года очень забавно периодически обнаруживают о себе наличие какой – то части тела, например пятки.
Выходя в «большой мир», ребенок начинает присматриваться к тому, каким его видят значимые близкие, что он знает и умеет, а что еще нет, что умеют дети вокруг, какие взрослые рядом и тд.
К.Роджерс описывал Идеальное Я как представление человека о том, каким бы он хотел быть, но пока им не является. Причем идеальное Я может неоднократно меняться в течение жизни, корректироваться, развиваться.
На самом деле наличие представления о себе идеальном это свойство здоровой психики.
Вопрос на что именно опирается это представление. Насколько тонко вы понимаете себя. В чем ваша сила и слабость, что вы любите, умеете, желаете
Или это представление выстроено от ума, от настойчивого влияния социума и грандиозных нереалистичных ожиданий? То есть насколько велик разрыв между идеальным Я и реальным Я?
Позволяете ли вы себе не быть идеальным и как проживаете столкновение со своей не идеальностью?
Идеальное Я нужно для того, чтобы была мотивация к развитию, к достижению или получению какого-то нового опыта. Однако важно понимать, что реальное Я всегда имеет свои слабости, слепые пятна и потенциал к развитию. Идеальное Я и реальное Я - не одно и тоже.
Мне кажется, здорово, когда Идеальное Я вдохновляет и направляет, держит в тонусе, но не давит, задает долгосрочные цели, но не лишает сил двигаться маленькими шажками. Когда оно достижимо, но при этом остается место для ошибок и принятие своего несовершенства, согласны?