В преддверии Международного Дня театра, в очередной раз, хотелось бы представить читателю обзор деятельности творческого объединения "Театральная студия «Радость» (МАОУ АГО "ЦДО"), руководимой мной вот уже 19 лет. За эти годы поставлено и с успехом показано зрителям 19 спектаклей и столько же театрализованных представлений, что, безусловно, имеет колоссальное различие в целях и постановочных критериях.
Из спектаклей особенно запоминающимися стали: «Сочинение, написан-ное стоя на голове», «Звезда над крышей», «Два клёна», «Птица с золотыми крыльями», «Принц Тетурам», «С любимыми не рас-ставайтесь», «Тайна ёлочной игрушки», «Подарок или Кика и Мора против космических пиратов», «Приглашает Снегурочка», «Сказки русского леса», «Про морского волка, крутых зайцев, лисью охоту и львов, которых никто не видел», «Заколдованная девочка», «День рождения», «Один за всех!», «Сказка зимнего леса», «Муха - Цокотуха», «Опасная прогулка». А спектакль «Зайка – Зазнайка» в 1998 году стал лауреатом областного театрального фестиваля «Мир детства и юности».
Ярким событием были театрализованные представления: «Праздник в Чепухляндии», «Благовещенье - встреча весны», «Смешилки и ужастики для больших и маленьких ушастиков», «Банька», «Праздник мороженного»…Студия, сотрудничая со школой, непосредственно для учащихся младшего звена подготовила и провела множество детских праздников, игровых программ, тематических выставок рисунков.
праздник «Встреча с цветами», состоящих из прекрасных стихов и классической музыки не оставил никого равнодушным, интересно и познавательно прошла театрализованная викторина по сказам Бажова «Кладовая Урала». Запоминающимися стали праздники: «Откуда берутся грязнули?», «Собака - верный друг», «Праздник снеговиков», литературный праздник, посвящённый творчеству К. Чуковского «Храбрецы».
В целях популяризации крестьянского труда, привития детям любви к земле, освещения сельскохозяйственных тем студия провела неделю «Дни сельского хозяйства в школе», где представила познавательно - игровую программу «Праздник картошки» и явилась организатором общешкольной выставки «Картофельных дел мастер».
Внутренняя жизнь студии полна традициями. Это и капустники, походы, встречи с людьми искусства, поездки в театры.
Но, особо подчеркну, театральное объединение не является обычным кружком - это театральная школа, в которой идёт процесс образования. В студии дети осваивают предметы: «Основы театральной культуры», «Актёрское мастерство» и курс этики «Вечера Откровения».
Предмет «Основы театральной культуры» содержит темы, раскрывающие историю русского и зарубежного театра, знакомит с выдающимися актёрами, режиссёрами и их постановками.
Рассматривает все виды и жанры театра. Раскрывает специфику театрального искусства, глубоко изучая всё, что касается театра - от расположения софитов на сцене до законов сцены.
Программа «Актёрского мастерства» предполагает обучение студийцев внутренним и внешним элементам актёрской психотехники. Студийцы знакомятся с особенностями актёрского мышления, изучают понятия: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «характерность», «внимание», «вера», «общение», «темпо - ритм», «мизансцена» и многое другое без чего не мыслимо театральное искусство, постановка спектакля и становление актёра.
Может вызвать удивление изучение курса этики в театральной студии, но это только на первый взгляд, ибо как сказала великая актриса М. И. Ермолова «Актёра нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нём чело-века».
Театр – это наука о жизни, о человеческой душе, чтобы стать актёром, нужно стать хорошим человеком. Но зачастую, обладая актёрским даром, дети далеки от морали.
А дети с асоциальным поведением более, чем в развитии творческих способностей нуждаются в изменении поведения и открывании морали, которую должны прочувствовать и взять путеводителем в жизнь.
Обычные беседы, обсуждения и прочие меры, применяемые в работе малоэффективны, ибо душа ребёнка закрывается к восприятию «скучной», «заумной», неинтересной для них информации. Посему и рождается необычная форма преподавания этики – «Вечера Откровения».
Уроки этики, преобразованные в уникальную форму – искренние беседы – размышления в студийном, дружеском кругу при свече.
Не просто беседы, а искреннее обсуждение заданной темы, самостоятельное открытие истин, применение их на себе – делать своим или отвергать. «Вечера Откровений» посвящены вопросам человеческой жизни, о которых со взрослыми говорит философия, психология и религия. Здесь об этом говорится сначала на языке духовной сказки, а затем и через знакомство с сокровищницами Библии и литературы (Достоевский, Экзюпери, Лермонтов, Айтматов, Астафьев, Никонов…).
Режиссёр Владимир Хотиненко говорил в одном из интервью: «Надо чётко понимать: мы хотим воспитать наших детей нормальными, порядочными людьми или нет? Если мы предполагаем не-кое воспитание, тот культурный процесс, который ещё недавно существовал в стране (всё начиналось со стихов «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?» и переходило к более сложным вещам), то им надо заниматься, и незамедлительно!»
Литературный материал подаётся в жанре художественного прочтения, либо в театрализации, в сопровождении инструментальной, классической музыки, соответствующей теме, эмоционально окрашивающей чтение, что позволяет студийцам более глубоко прочувствовать, прожить ситуацию. Потрясать детское сердце, заставлять его волноваться, сопереживать – сверхзадача курса, включающего в себя темы: мораль, добро и зло, ответственность, товарищество и дружба, любовь к ближнему, любовь к животным, идеал, смысл жизни, счастье, долг и совесть, честь и достоинство, брак и семья….
Курс «Вечера Откровений», знакомя студийцев с внешними требованиями и правилами, то есть с моралью, преследует и более глубоко первичную цель помочь детям принимать на себя ответственность за свои поступки, то есть добиться внутренней установки индивида действовать согласно совести.
Знания морали действенны только тогда, когда совпадают со стремлением человека к нравственному совершенствованию. Нельзя воспитать человека против его воли и желания, нельзя привить какие-то качества, если он не хочет, чтобы они у него появились. Для достижения этой задачи и необходимы вечера, проведённые в атмосфере любви и искренности, сердечной открытости и доверия, позволяющих детям раскрепоститься, глубоко проникнуть в философию литературного материала, открывать истины и закреплять их в публичном обсуждении, а порой в споре.
Разработав программу, все эти годы целенаправленно и упрямо продвигаюсь по выбранному пути, взяв за девиз: «Сначала нравственное воспитание! Через воспитание образовывать, давать навыки, а не наоборот».
К великой радости, буквально недавно, прочла в «Аргументах и фактах» интервью с заслуженным деятелем науки России, доктором педагогических наук, директором института фундаментального психолого – педагогического образования УрГПУ
А. С. Белкиным, сказавшим: «Меня волнует идеология
образования.
Образование во имя чего?
Я категорически не согласен с заявлением, что смысл образования в подготовке конкурентоспособных личностей. Конкуренция где? В чём? Более того, провозгласили: образование должно помочь человеку реализовать самого себя. Это верно, но опять же возникает вопрос: реализовать в качестве чего?
Простите, киллер себя тоже реализует в каком-то качестве, нынешние олигархи себя тоже реализовали. Но какими средствами?
Поэтому утверждаю – цель образования должна вернуться к своим истокам. Библейским! Без бога жить нельзя, но бог должен быть в тебе. Человек без бога в душе – жалкий человек. Весь смысл, вся идеология образования состоит в том, чтоб человек выполнил свою миссию на земле. Коренное слово – СЛУЖЕНИЕ. Я получил образование, чтобы служить.
Долгу, чести, обществу, семье и призванию. Вот во имя чего в конечном итоге образование должно быть. А не во имя того, чтобы ты умел расталкивать людей локтями и добиваться своей цели, не считаясь средствами. Заповедь известная: благородная цель достигается только благородными средствами. Образованность имеет три составляющих: просвещённость – знание, обученность – умение, навыки, воспитанность – духовно - нравственные качества. Хоть одного качества нет – это уже необразованный человек».
Вот почему в образовательный процесс театральной студии включена программа этики как постижения морали и побуждения детей к духовности и нравственности.
Татьяна Костырева
2012 г.