Найти тему
Foto Opticus

Как фотографировать пейзажи? Часть I - Серые фильтры

Оглавление

Серые фильтры

Время отпусков и каникул - лучшие время для фотографирования пейзажей. Благоприятные обстоятельства, такие как долгий день, солнечная погода и, самое главное, место, где мы отдыхаем, провоцируют фотографов-энтузиастов хвататься за фотоаппарат.

Для более инициативных энтузиастов, не использующих смартфоны (хотя они могут удивить многих своими оптическими характеристиками), одним из важнейших элементов праздничного оборудования - помимо камеры, конечно, - является объектив. В случае с продвинутыми компактами проблем нет. Чаще всего это достаточно яркие встроенные линзы с широким диапазоном фокусных расстояний, которые после использования соответствующего адаптера позволяют устанавливать фильтры или солнцезащитные козырьки.
Иная ситуация, когда камера (зеркальная или беззеркальная) позволяет использовать несколько объективов. Многие фотографы решают пойти на компромисс, отказавшись от большого количества объективов в пользу одного, универсального. Универсальный диапазон фокусных расстояний и стабилизация изображения - главные особенности такого объектива. Во время длительных горных походов немаловажную роль играет вес всего комплекта с камерой.

Начните фотографировать пейзажи с длинной выдержки

Съемка пейзажей обычно ограничивается установкой камеры на штатив, настройкой подходящей экспозиции и нажатием кнопки спуска затвора. Бывает даже, что фотографии делаются вручную без специальной подготовки - типичный курортный пейзаж с озера или гор. Обычно такие фотографии, несмотря на соответствующие настройки и удачный подбор кадра, выглядят не так, как хотелось бы. Чтобы фотография получилась выразительной и яркой, стоит поэкспериментировать с увеличением времени выдержки. Благодаря этой процедуре мы сможем запечатлеть эффектное размытие облаков или воды в водопаде. Этот тип действий также позволит «убрать» людей со сцены в городских условиях. Также стоит помнить, что увеличенное время экспозиции положительно повлияет на освещение сцены с небольшим количеством доступного света.

-2

При съемке на открытом воздухе вы можете столкнуться с технической проблемой, связанной с чрезмерным освещением снимаемой сцены. Чаще всего это происходит при съемке в безоблачный полдень, когда яркое солнце и камера не может компенсировать переэкспонирование (установка минимального значения ISO, установка максимальной диафрагмы). В таких обстоятельствах серые фильтры являются лучшим решением, поскольку они ограничивают количество света, попадающего в объектив, не влияя на цвет записанного изображения ( нейтральная плотность ). Таким образом, они позволяют увеличить время экспозиции при сохранении постоянных значений ISO и диафрагмы.

Достижение определенного эффекта на фотографии может заставить нас использовать серый фильтр. При фотографировании пейзажа во время грозы можно попробовать записать последовательно несколько вспышек молний. Увеличение времени экспозиции с помощью серого фильтра также поможет эффективно отображать трафик в виде цветных полос.

Маркировка фильтров ND

-3

Большинство производителей серых фильтров маркируют свою продукцию числом ND или числом оптической плотности. Первый является наиболее популярным и относится к уровню светопропускания, выраженному в долях. Например: фильтр ND2 пропускает в матрицу 1/2 света, а фильтр ND100 только 1/100. Второй способ описания фильтров по оптической плотности находит применение в квадратных фильтрах из систем типа Кокина. Другой способ описать характеристики данного фильтра нейтральной плотности - определить ослабление света с помощью делений . Это не что иное, как один переход между двумя значениями диафрагмы, например, от f / 2,8 до f / 4. Таким образом, информация, приведенная на коробке, 3 ступени, сообщает об уменьшении диафрагмы на 3 ступени по отношению к настройкам без фильтра.

Выбор нейтрального фильтра

В выборе правильного фильтра или использовании правильного времени экспозиции с серым фильтром нам помогут таблицы или специальные приложения для смартфонов, доступные в Интернете .

В таблице ниже приведены расчетные значения плотности фильтра и выбора времени экспозиции:

-4

Благодаря знанию зависимостей обозначений фильтров ND и их характеристик, мы можем оценить, какой фильтр будет подходящим в данных условиях. Если мы хотим, чтобы фильтр был максимально интенсивным, выберите фильтр со спецификацией выше ND100. Фильтры с такой плотностью хорошо зарекомендовали себя, когда необходимо фотографировать пейзажи среди людей, особенно в городе, где толпа будет размыта из-за увеличения времени выдержки. При очень длительной выдержке и использовании фильтра ND1000 даже толпы людей могут исчезнуть из кадра. Однако мы должны помнить, что у камеры с сильным нейтральным фильтром могут возникнуть проблемы с фокусировкой или даже кадрированием сцены. Все операции по подбору кадра и фокуса следует производить перед установкой фильтра, не забывая про штатив и спусковой тросик для фотокамер. Чтобы получить нежное размытие облаков при фотографировании, например, горных пейзажей, следует использовать более тонкие фильтры, такие как ND16 или ND32. Фильтры ND8 или ND4 могут использоваться для компенсации переэкспонирования, вызванного ярким солнцем.

Типы фильтров ND

-5

В настоящее время на рынке представлено несколько типов серых фильтров, каждый из которых с успехом поможет нам фотографировать пейзажи. Самые популярные из них - круглые фильтры. Среди них лидируют полные фильтры, которые имеют одинаковую плотность по всей поверхности линзы - наибольшее светопропускание обеспечивает ND2, а уменьшение светового потока на 10 делений обеспечивает фильтр ND1000 . Помимо полных, есть еще градиенты для плавных переходов от светлых участков изображения к более темным и полуширины с прозрачной половиной фильтра Список круговых фильтров замыкают фильтры с переменным светопропусканием в диапазоне от 1/3 до 1/4000, т.е. фейдеры . Регулируемые фильтры, такие как Hoya Variable Density являются идеальным решением для людей, которые работают в меняющихся условиях освещения или просто не решаются применить к фотографии определенный эффект.

Другие серые фильтры, которые можно найти в продаже, - это серые фильтры Кокина . Конструкция этих фильтров представляет собой оптическое стекло квадратной или прямоугольной формы, полностью или наполовину нейтральное, покрытое серым фильтром разной плотности. Их установка на объектив возможна благодаря использованию специальных переходников. Такой переходник позволяет вставлять фильтр в определенной плоскости по отношению к передней линзе, благодаря чему можно регулировать градиент.

-6

Чтобы начать эффектно фотографировать пейзажи, стоит попробовать свои силы в использовании серых фильтров. Возможно, начало нового фото-приключения будет непростым, но конечный результат обязательно окупится. Красивый пейзаж приобретет неповторимый характер, возможно, станет украшением вашего дома!