Найти тему
Взглядом Ветра

Макросъёмка на Триоплан - удачи и подводные камни(мастеркласс).

"Появились первые подснежники на даче!" - позвонила мне старая знакомая. Ну как тут остаться дома? Одеваю непромокаемый комплект - куртку и штаны из мембранки, сапоги Эва, беру набор самодельных отражателей, макрокольца, линзу Райнокс и, конечно же, мой новый Триоплан и в путь!

Самый первый подснежник.
Самый первый подснежник.

На деле все оказалось не так радужно: подснежник "вылупился" всего один, да и тот малюсенький. Ещё имелись в наличии пара маргариток и прошлогодние цветки гортензии на снегу. Ну, будем работать с тем, что есть.

Маргаритка с "шапочкой" из кристалликов снега. Через полчаса солнышко шапочку растопило.
Маргаритка с "шапочкой" из кристалликов снега. Через полчаса солнышко шапочку растопило.

Накручиваю макрокольца на объектив и плюхаюсь на живот - сюжеты такого рода лучше снимать с уровня земли. Да, к концу дня я знатно извозюкаюсь в глине, но что делать - искусство требует жертв:) Для подсветки теней использую мятую фольгу, нашитую на поролон.

Солнце еще высоко, и свет пока резкий и холодный. Кристаллы снега дают переливающиеся яркие блики. Самая работенка для Триоплана! Чтобы "бокешки" были максимально круглые, устанавливаю самую широкую диафрагму -2,9. И тут проявляется главная проблема. Глубина резкости, и так крохотная при таких настройках, с парой макроколец и вовсе стремится к нулю. К тому же мы имеем белый подснежник на белом фоне. Навестись на его лепестки практически нереально. Вращать кольцо расстояний на объективе не имеет смысла. Проще установить какое-то фиксированное значение и ловить фокус, совершая качающиеся микродвижения вперед-назад к объекту съемки. Устанавливаю быструю серийную съемку и очень короткую выдержку - 1/5000 секунды, благо, количество света это позволяет. Дело постепенно идет на лад.

Фоном здесь служит фольга, нашитая на поролон - именно от нее блики.
Фоном здесь служит фольга, нашитая на поролон - именно от нее блики.

Ладно, усложним задачку. Помашем еловой веточкой в зоне нерезкости - совсем рядом с объективом. Какие замечательные радужные блики пошли от ее глянцевых иголочек! Представьте картинку: я лежу на животе, практически уткнувшись носом в пробивающийся из-под снега цветок. В правой руке - здоровенная тушка Никона Д850, в левой - лапка елки. Ме-е-едленно двигаем елку ближе-дальше от объектива, стараясь поймать самый интересный рисунок размытия. При этом другой рукой одновременно жмем на спуск. Да еще не забываем про малую глубину резкости - не выпускаем цветок из фокуса, качаясь вместе с фотоаппаратом вперед-назад. Ну как - сможете повторить трюк?

Нажимаем на спуск и одновременно машем елочкой:)
Нажимаем на спуск и одновременно машем елочкой:)

Естественно, в видоискателе я вижу красоту несказанную, но по факту на фото получается в основном мазня. После нескольких часов бесплодных попыток понимаю, что выход из положения тут только один - воспользоваться стекингом. Снимаю отдельно цветок без веточки, наводясь последовательно на разные его части; затем машу еловой лапкой, ловя интересный фон(при этом не обращая внимания на то, что цветок ушел из зоны фокуса). Дома буду собирать всю серию в Фотошопе, скорее всего, вручную - размытие движением собьет автоматическую сшивку с толка. Когда от долгого лежания на холодной земле окончательно окоченеваю, переключаюсь на другой объект.

Под кустом гортензии на снегу лежат опавшие прошлогодние цветы. Зимовка не пощадила их нежные лепестки, растворив и истончив ткани. Осталась только ажурная вязь прожилок. Какая нежность! Цветки выделяются по тону, и мне легко наводиться на резкость. К тому-же их окружает просто море света - в дополнение к солнцу белый снег работает как гигантский отражатель. Можно выставить выдержку аж 1/8000 секунды. В таких условиях съемка идет на ура, промахов практически нет.

Ах, какие бокешки рисует Триоплан от блестящего на солнце снега!
Ах, какие бокешки рисует Триоплан от блестящего на солнце снега!

Ну, чтобы жизнь медом не казалась, не ввести ли дополнительную переменную? Вон неподалеку валяется моя "прыскалка". Устроим весенний дождик? Итак, теперь в одной руке пульверизатор, в другой - фотоаппарат. Левой жмем на рычаг, правой - на спуск. Главное - синхронизировать движения, да еще чтобы капельки летели в той же плоскости, что и цветки. На удивление, после пары промахов, дело налаживается. Какие волшебные летящие пузырьки!

Добавим дождик:)
Добавим дождик:)

Не вернуться ли к подснежнику, чтобы и ему устроить солнечный дождик? Сказано - сделано. Однако здесь совсем другие условия съемки. Цветок в полутени и сливается по цвету со снегом. Выдержка требуется длиннее, а навестись на капельки на лепестках, другой рукой нажимая на распылитель, практически невозможно. Промучавшись зря около часа, понимаю, что выход здесь тот же, что и с веткой - серия снимков. Кадр резкий без дождика с точной наводкой, кадр с дождиком, потом всё сшить вручную в Фотошопе.

Подснежник плюс дождик. Главное - синхронность движений рук!
Подснежник плюс дождик. Главное - синхронность движений рук!

Солнце тем временем клонится к горизонту, окрашивая света золотом, а тени - синевой. Волшебный час, когда Триоплан может творить истинную магию, только успевай! Как хорошо, что я уже достаточно "набила руку", и серии снимаются быстро. К тому времени, когда солнечный шар окончательно скрылся, у меня уже зуб на зуб не попадал от холода. Скорее домой, в горячую ванну... Лениво отмокать, листая на экране фотоаппарата сегодняшний "улов". Стирать откровенную мазню и ставить "замочек" на удачные снимки. А "замочков" то набирается не так уж и мало!

Ну и вывод из сегодняшнего, такого трудного дня: новый объектив работает замечательно, если постараться и проявить смекалку. Если есть время на неспешную и вдумчивую съемку, то Триоплан проявит себя во всей красе.

А вы, друзья, пользуетесь старыми мануальными объективами? Напишите в комментариях, какие вам нравятся больше и почему?