Найти тему
Alyona Verden. Поговорим...

О пиратах. Джон Сильвер и Роберт Льюис Стивенсон - на Самоа его называли Туситала

Приветствую, путник! Вижу, ты удивлен: не раз проходил по этой дороге мимо заброшенного дома - а сейчас двери открыты, в камине пляшет огонь, а зал ярко освещен. Входи и садись за стол - старый "Адмирал Бенбоу" снова принимает гостей. Свиная грудинка, яичница, стаканчик грога или пинта эля... извини, ром не подаём. Ты же не хочешь повторить судьбу Билли Бонса? Принимайся за ужин, путник. И слушай...

Все знают - чтобы стать пиратом, нужно поднять "Весёлый Роджер", спеть "Йо-хо-хо!" - и вперёд, к приключениям! Скажи, а тебя волнует, что настоящие пираты знать не знали ни о своем флаге, ни о своей песне? Ну и меня не волнует. Действительно, "сказка, ставшая былью" - "Остров сокровищ" Роберта Льюиса Стивенсона, роман, который был написан им в соавторстве с собственной семьёй. И то, чего никогда не было, стало явью. Пираты всегда ходили под "Весёлым Роджером". Пираты всегда пели "Пятнадцать человек на сундук мертвеца", топая вокруг кабестана...

                                        Роберт Льюис Стивенсон. Вот так он выглядел
Роберт Льюис Стивенсон. Вот так он выглядел

Что ты говоришь, путник? Ты слышишь шум, крики и топот копыт? Это шайка слепого Пью гонится за Джимом Хокинсом, взявшим карту из сундука Билли Бонса. Воистину, из "сундука мертвеца". Но не волнуйся, Джим не так прост, как может показаться, и пиратам его не поймать.

А ты знаешь, новый гость "Адмирала Бенбоу", что прообразом Джима Хокинса вполне мог быть адмирал Хоукинс, некогда бывший пиратом, современник сэра Френсиса Дрейка, который и сам был пиратом? И что Джон Сильвер сначала плавал с настоящим Инглендом, прежде чем перейти под команду придуманного Флинта? А Флинта Сильвер сравнивает с Дэвисом, английским пиратом, открывшим Фолклендские острова.

                                                    А так мог бы выглядеть Джон Сильвер
А так мог бы выглядеть Джон Сильвер

Не отвлекайся на скрип такелажа, плеск волн, и хлопанье парусов. Это "Испаньола" вышла из гавани Бристоля и берет курс на остров, где Флинт зарыл свой клад, расправившись при этом с шестью своими помощниками. Израэль Хендс задумчиво смотрит на пушку, не подозревая, что скоро ему придется наводить ее на шлюпку, в которой доктор Ливси, сквайр Трелони и капитан Смоллетт будут пытаться добраться до берега. А ведь до Флинта и Сильвера Хендс успел послужить под командой известного капитана Тича, Чернобородого. Только об этом нам расскажет не Стивенсон, а Джереми Прайс в романе "Невеста капитана Тича".

Джон Сильвер. Был ли у него реальный прототип? Я не знаю. Одно несомненно - это персонаж живой и неоднозначный. Он добродушен - и в то же время жесток. Он хорошо относится к Джиму, но убьет его без всяких сомнений, как только найдет сокровища. Он подл - безоружного Тома Сильвер убивает ударом в спину. И в то же время он храбр - на защиту Джима Сильвер выступает один против всей своей шайки. Его можно ненавидеть и бояться - но нельзя не уважать.

Вот он, "Остров сокровищ". Настоящий пиратский роман, в котором нет ни одного абордажа, а действие, по большей части, происходит на суше. Без этой книги нет трактира "Адмирал Бенбоу", не бурлит вода при приливе между островом Скелета и островом Сокровищ. Не развевается английский флаг над старым блокпостом, а Бенн Ганн не перетаскивает найденный клад в свою пещеру, обрекая Сильвера на неудачу. А Стивенсона - на его самый страшный кошмар.

Стивенсон умер на острове Самоа, где его называли Туситала - "создатель историй". Вместо исторической хроники, лучше возьми эту книгу - "Дом Туситалы" Андрея Максимова. Она не очень длинная, ведь в ней рассказано лишь о последних днях писателя. И о Сильвере, который стал вечной тенью и проклятием своего создателя. Вот что сказал Сильвер Туситале, прежде чем увести его на свет маяка:

"Создатель, один твой вопрос остался без ответа, не так ли? Помнишь, ты хотел знать, почему к тебе прихожу именно я. — Лицо Сильвера сделалось абсолютно серьезным, и он спокойно произнес: — Я — твое проклятье. — Помолчав, давая возможность Туситале вдуматься в смысл сказанного, он продолжил: — «Пятнадцать человек — на сундук мертвеца!» вот самая знаменитая твоя фраза. Она переживет века.
— Но ее придумал не я! — возмутился Туситала.
— Это уже не важно, создатель. Запомни: сколько бы лет ни прошло, стоит кому-нибудь сказать: «Джон Сильвер!» — сразу рядом возникнет и твое имя. Имя певца приключений и интриг, певца пиратов…" А. Максимов, "Дом Туситалы"
                                                Вот и дом Туситалы на острове Самоа
Вот и дом Туситалы на острове Самоа

                                                    А вот так он выглядит сейчас
А вот так он выглядит сейчас

Вот так, путник. Сейчас ты уйдешь, погаснут свечи, и зал погрузится во тьму. Возьми книги с собой, и помни - как только ты откроешь одну из них, в камине "Адмирала Бенбоу" снова вспыхнет пламя, и, может быть, здесь появится новый гость. Подует свежий бриз, наполнив паруса "Испаньолы", а Капитан Флинт, сидя на плече Сильвера, встопорщит перья и закричит "Пиастры!"

Послесловие автора.

Всем, кто дочитал до конца - спасибо! Может быть, я ошибаюсь, сравнивая Джима Хокинса с адмиралом Хоукинсом, а Флинта - с Джоном Дэвисом - это только мои впечатления и предположения. Также слишком сильно звучит выражение о соавторстве - известно, что Стивенсон читал по вечерам новые главы романа своим домашним, учитывал их замечания и пожелания. Вряд ли это соавторство в полном смысле этого слова. И, конечно, я не знаю, являлся ли в бреду Сильвер Стивенсону - но так вполне могло быть. Если у вас другое мнение - буду рада видеть вас в комментариях.

P.S. В цитате из книги "Дом Туситалы" я сохранила форматирование оригинала.