Найти тему
КиноФайлы

«Стрельцов» (2020): мнение о фильме

Оглавление

Авторы «Стрельцова» пошли по проторенной «Легендой №17» и «Движением вверх» дорожке. Оно и понятно: оба спортивных фильма стали хитами проката, а кино про баскетболистов так и вовсе умудрилось стать на момент своего выхода самым прибыльным российским фильмом. Лишь «Холоп» спустя пару лет смог заработать больше. И хотя режиссеры у трех спортивных блокбастеров разные, но создается впечатление, что делали их все одной и той же командой по одним лекалам. На этих вот лекалах мне бы и хотелось остановить ваше внимание.

Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru

«Победа вопреки» - это главный объединяющий признак не только у нынешних фильмов про советский спорт, но и у фильмов про другие достижения времен СССР: победу в Великой Отечественной, космос и другие достижения в науке, технике и искусстве. Везде одна идея: все хорошее делалось замечательными нашими предками вопреки советской власти.

Советская власть может только мешать и вешать

Да, советская власть - она именно такая. Футболистам мешает играть, ученым - изобретать, солдатам - воевать, певцам - петь, ворам - воровать. Спортсмены, солдаты, ученые и певцы возникают в СССР сами собой, и советская власть в их становлении и развитии ни при чем. Настоящие сказочные богатыри - просто родились такими! Слез один такой паренек с печи - и давай сразу финты футбольные выдавать. А другой - формулы гениальные знает невесть откуда. У третьего - голос оперный. Коммунисты же только мешают. Хлебом не корми - дай только гения очередного замучить насмерть. Страшно подумать, чего бы мы достигли, если бы не плохая власть. И Гитлера бы, наверное, недельки за две разгромили, и на Марс бы слетали, ну и чемпионами мира по всем видам спорта, конечно, стали.

Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru

Именно таким самородком выглядит в кино Стрельцов. Кто и как его научил - неведомо. Коммунисты с мерзкими рожами, конечно, только и делают, что палки в колеса вставляют парню, готовому сборную СССР чемпионами мира сделать. Не хотят его брать на выездные встречи, так как не комсомолец. Но и в комсомол принимать не спешат, так как не хочет заучивать бесполезные уставы. Портят жизнь не только главному герою, но и его товарищам: тренеров и футболистов отчисляют практически ни за что. Разве за пьянку и дебош кого-то наказывают в цивилизованном обществе? В общем, власти делают примерно то же, что делали в «Легенде №17» и «Движении вверх».

Но «Стрельцове» умельцы из «ТриТэ» достигли вершины на ниве тематики «Победы вопреки». Не фильм, а агит-плакат. Антисоветский плакат, конечно же. Здесь чиновники максимально мерзкие и столь же максимально карикатурные. Да и не только чиновники, а вся жизнь советских граждан карикатурна - прям на манер «Стиляг». Нет ни одного живого человека - сплошные картонные образы, карикатурные ситуации с пафосными диалогами. «Наши люди сидят и не высовываются» - эту фразу, брошенную главным негодяем-аппаратчиком, можно сразу в копилку золотых цитат антисоветчика добавлять к таким перлам, как «пол страны пишет доносы» из «Движения вверх».

Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru

В очередной раз ловлю себя на мысли, что как-то даже неудобно ругать всякие там «Рэмбо 3», «Красные рассветы», «Красные воробьи» и «Чернобыли», когда отечественные творцы поставляют клюкву покрасней да позабористей.

Я художник, я так вижу!

«Стрельцов» уделывает «Легенду №17» и «Движение вверх» не только в плане карикатурности, но и в плане авторской отсебятины. Даже нет смысла указывать на нестыковки с реальными событиями. Здесь переврали абсолютно все - от начала и до конца. Что же касается скандальной истории, которая привела Стрельцов в места лишения свободы, то ее сняли настолько вольно, что просто оторопь берет. Авторы решили, что так как есть разные точки зрения на произошедшее, то лучше всего будет сочинить какую-то чушь несусветную, которая идет вразрез не только со всеми версиями, но и с простым здравым смыслом, который должен быть в художественном произведении.

Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru

Мне могут возразить, что произведение художественное, автор имеет право на вымысел. Безусловно, автор может вдохновляться тем или иным историческим событием, биографиями великих и не очень людей, а потом придумывать свою историю на этой благодатной почве. Так, например, сделал в свое время Сталлоне, придумав Рокки Бальбоа. Слай вдохновился поединком Мухаммеда Али с Чаком Уэпнером, но он не стал заниматься исторической реконструкцией, а снял художественную драму на свой вкус, не претендуя на Правду (с). Он, кстати, продолжает эксплуатировать образ Рокки до сих пор, имеет на это полное право. Так зачем же вы, уважаемые творцы, в свою придуманную историю запихиваете реальных людей, заставляя их родственников, близких и просто неравнодушных людей глотать валидол? Придумайте футболиста, который несправедливо отсидел, вышел и вновь поднялся на вершину. Можете даже трилогию замутить, а потом спин-офф, где он станет тренером.

Не нужно бояться, что никто не станет смотреть кино про вымышленного спортсмена. Про Рокки фильмы смотрят. Более того, вымышленный Рокки стал не меньшим олицетворением бокса, чем реальный Тайсон. Значит дело в таланте тех, кто снимает.

Пафос и абсурд! Абсурд и пафос!

Еще одним обязательным атрибутом авторской отсебятины стало наличие мега-пафосных и столь же нелепых сцен. В «Легенде №17» - это сцена с переходам на руках по проводам на ТЭЦ, в «Движении вверх» - поездка команды в Грузию на свадьбу, а в «Стрельцове» - удар кочаном капусты по флюгеру и последующая погоня на грузовике за поездом.

Футбольные матчи в фильме выглядят как какое-то постановочное видео фристайлеров, а не игра на пределе человеческих возможностей. Привет «Движению вверх» с его слэм-данками при каждом втором забитом мяче.

Кадр со съемок фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru
Кадр со съемок фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru

Это не Стрельцов

И если в «Легенде №17» и «Движении вверх», несмотря на все помои, в конце все же можно было испытать чувство гордости за наших предков (это было такой компенсацией за страдания), то в «Стрельцове» этого нет. Герой, которого играет Петров, не вызывает симпатии. Именно герой Петрова, а не Стрельцов, ибо к Стрельцову тот, кого мы видим в фильме, отношения не имеет. И я не виню в этом Петрова, ибо не причисляю себя к хейтерам. Виноват не Петров, а те, кто его на роль утвердил по принципу «возьмем самого модного актера в свой проект».

Петров ни разу не похож на Великого футболиста. Раздолбая, гоняющего мяч после работы во дворе, он сыграть способен, но не того, кто тренируется целыми днями. Да и самих тренировок мы толком не видим. Играют, такое ощущение, в перерывах между пьянками и решением каких-то личных вопросов. И тот факт, что актер Петров, по его утверждению, занимался футболом, никак фильму не помогает.

Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru

Смысл побед, которые одерживает команда СССР, тоже для зрителя не особо ясен. Вот в «Легенде №17» и «Движении вверх» все-таки был какой-то образ сильного противника, которого нужно победить. В «Движении», при всей глянцевости киношного баскетбола, была одна замечательная находка - показать игру целиком, а не 10-15 минутной типичной нарезкой. Таким образом там достигался неподдельный эффект присутствия, а в конце зритель переживал «3 секунды, которые изменили мир». В «Стрельцове» же какие-то мимолетные матчи между пьянками делом, а потом снова подковерная возня, любовь-морковь и пьянки.

Драма жизни Стрельцова показана какими-то мазками. Пришел из ниоткуда. Как рос его уровень от любителя до мастера совершенно не ясно. Да и вообще из фильма непонятно, чем он занимался до «Торпедо». Учился? Работал? А кем работала его мать? А где был отец? Служил ли Стрельцов в армии? Почему выбрал футбол? А что он дал «Торпедо»? Какие места команда с ним занимала? Сколько сезонов там провел? Что там вообще в чемпионате СССР творилось, кто в лидерах был? Зритель должен перед просмотром фильма Википедию почитать, чтобы не задавать этих вопросов?

Возвращение в спорт после тюрьмы и вовсе занимает пару минут экранного времени. Он в тюрьме как-то тренировался? Как он снова на поле оказался? Кто помог? И это далеко не все вопросы, которые возникают при просмотре. Вообще, у фильма подозрительно маленький хронометраж - порядка 90 минут. Может, вышло так «шедеврально», что решили порезать, да хоть как-то выпустить сие творение на экраны? Впрочем, 90 минут было бы достаточно, если бы их не тратили на эпичные сцены с капустой и набиванием мяча у пивной на потеху гопоте. Или эти эпизоды были для того, чтобы зритель ощутил масштабы гениальности Стрельцова?

Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Стрельцов». Источник: kino-teatr.ru

В общем, третий фильм своеобразной спортивной трилогии вышел, мягко говоря, так себе. Я публиковал на канале заметку про фильм о Льве Яшине. Так вот, то кино, конечно, слабенькое, но на фоне «Стрельцова» - прямо таки шедевр.

Я специально не стал останавливать на конкретных передергиваниях и перевираниях в «Стрельцове». Во-первых, по этому поводу написано уже много и написано лучше, чем я мог бы это сделать. А во-вторых, как я уже говорил, вранья в кино столько, что нужно будет разбирать чуть ли не каждую сцену и даже минуту. Отмечу лишь то, что приговор суда по делу об изнасиловании никто не отменял, хотя нам годами буквально вдалбливают мысль о безусловной невиновности футболиста. Несколько минут беглого ознакомления по верхам (Вики и Гугл в помощь) хватит, чтобы понять, что реальная жизнь Стрельцова мало интересовала сценаристов, продюсеров и режиссера.

Спасибо, что дочитали до конца!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!