Прорыв СССР в космос, который увенчался полётом Юрия Гагарина, начался со старта 4 октября 1957 года спутника. И этот старт оказал на США воздействие, которое можно сопоставить с крушением прежних жизненных и идеологических ценностей. Президент Эйзенхауэр пытался доказать, что русские «просто запустили маленький шарик», но общее настроение нации выразил писатель-фантаст Артур Кларк: «В день, когда советский спутник облетел вокруг Земли, США превратились во второстепенную державу».
Америка была убеждена, что опережает СССР во всём, а уж в науке и технологии Россия отстала безнадежно – один из журналистов вспоминал, что всего 10 лет назад США поставляли русским союзникам авиационный бензин – сами русские были не способны производить его в необходимых количествах – какой уж тут космос!
Но ещё страшнее было ощущение, что запуск спутника делает США беззащитными перед угрозой военной – спутник доказывал, что у русских есть не только атомные бомбы, но и межконтинентальные баллистические ракеты, способные принести эти бомбы на землю Америки, а значит все тысячи стратегических бомбардировщиков, расположенных на многочисленных военных базах, становились металлоломом – Америка уязвима.
Самое поразительное заключалось в том, что правительство, побеждая всеобщее негодование и успокаивая нацию, ускорило запуск собственного спутника, причём решено было транслировать старт по ТВ, и вся страна приникла к экранам, но через несколько секунд полёта потрясённые зрители увидели, как ракета взорвалась, и наутро газеты вышли с разгромными заголовками: свой невзлетевший спутник они называли Kaputnik (игра слов: немецкое kaput — "конец" и русское — sputnik, в неизменном виде вошедшее в английский язык).
Нужно отдать должное руководителям страны. Ответом США и НАТО были не новые бомбы и авианосцы – в начале 1959 г. для комитета по вопросам науки НАТО была подготовлена аналитическая справка: «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР».
Смысл отчёта ясен и прост:
1. Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории.
2. С самого начала советские руководители отчетливо понимали, что наука и техника – важнейшие средства достижения военных и экономических целей коммунизма. Научно-технические дисциплины, на которые более сорока лет делался акцент, хорошо представлены в основном образовании действующих советских руководителей. Первый заместитель председателя и 9 из 13 заместителей председателя Совета Министров получили научно-техническое образование.
3. Преподавание – хорошо оплачиваемое и престижное занятие , поэтому в Советском Союзе нет проблемы с преподавателями, в то время как в большинстве западных стран ситуация оставляет желать лучшего. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США 3,5%, в Великобритании 2,5–3 %).
4. Число выпускников 10-летней школы выросло в течение последнего 5-летнего плана с 440 тысяч до 1,5 миллионов в год . Юноши и девушки обучаются по одинаковой программе. На второй стадии классического образования, то есть в восьмом, девятом и десятом классах 10-летней школы, ученики проводят 42% времени за изучением математики, физики и химии.
5. Математика – этот предмет в СССР считается самым престижным. В стране существует первоклассная математическая традиция. Занятие математикой настоятельно поощряется в школах. Олимпиады и математические конкурсы для учеников 8, 9 и 10 классов 10-летней школы проводятся на городском, региональном, республиканском и национальном уровнях. Особо одаренных учеников выделяют на очень ранней стадии и в последующем способствуют их обучению. (Не удержусь и добавлю: это как раз то, против чего выступает сейчас наше руководство!)
6. Физика – практически по всем вопросам этой дисциплины советские ученые находятся наравне с мировой наукой. Теоретическая физика достигла огромных высот.
ВЫВОД. Вы не поверите, но были подведены потрясающие итоги:
«Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе , они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обреченных на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьез задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».
Послушайте, это же приговор всей деятельности руководства РФ за последние 30 лет! Было уничтожено всё, что запад собирался у нас копировать.