Найти в Дзене
Наталья Орлова

Что делать, когда незнакомый ребёнок рассказывает про домашнее и социальное насилие?

Несколько лет назад один знакомый 11-летний мальчик сказал мне, что ненавидит своего отца. Что его отец, работающий в правоохранительных органах, настоящий тиран - каждый день орёт, избивает мать и его самого.
Пока я соображала как помочь этому мальчику (с его родителями я не знакома), этот отец-тиран из табельного оружия прострелил себе голову на глазах у собственного сына.

Несколько лет назад один знакомый 11-летний мальчик сказал мне, что ненавидит своего отца. Что его отец, работающий в правоохранительных органах, настоящий тиран - каждый день орёт, избивает мать и его самого.
Пока я соображала как помочь этому мальчику (с его родителями я не знакома), этот отец-тиран из табельного оружия прострелил себе голову на глазах у собственного сына.

В конце сентября прошлого года 8-летний знакомый моего сына, рассказал мне, что над ним издеваются в школе. Что каждый день его бьют одноклассники, классная руководительница считает, что во всех конфликтах виноват только он и поэтому сама на него орёт, «подливая масло в огонь». Рассказать о всех этих унижениях своей маме он не мог (причину не объяснил). Про отца сказал, что его у него нет. Из рассказов этого мальчика я поняла, что он вместе со своей мамой приехал в город из какого-то посёлка и жили они вдвоём в съёмной однокомнатной квартире. Периодически к маме приходили какие-то мужчины, а он в это время должен был оправляться гулять на улицу. Один, без всякого присмотра.
Спустя неделю после этого разговора, я впервые увидела его маму и поспешила с ней поговорить. Мягко, возможно даже неуклюже, постаралась донести до неё суть проблемы. Попросила прийти в школу и уладить данный конфликт, а лучше вообще перевести мальчика в другой класс или другую школу. На что от этой мамы на исконно русском языке получила напутствие отправиться далеко и надолго.
Через два дня я увидела этого мальчика с синяками под глазами и опухшим носом. Но он от меня убежал, даже не поздоровался.
Через две недели он рассказал, что в школе его одноклассник сломал ему нос. И мама переводит его в другую школу, где ему надо будет жить без неё с другими детьми.
Больше этого мальчика и его маму я не видела.


Сегодня перед занятиями сына мы 30 минут решили провести на детской площадке не в нашем дворе. Пока сын вертелся на турнике, к нам пошёл незнакомый мальчик, кинул свой рюкзак на землю и тоже начал показывать свои трюки, предварительно попросив, чтобы я оценила. Я, конечно же, его похвалила, сказала что он молодец и, наверное, занимается какой-нибудь гимнастикой. Он, радостный, подлетел ко мне, сказал, что никакой гимнастикой не занимается и всему научился сам. Я его ещё раз похвалила и напутствовала продолжать самостоятельно совершенствовать свои умения. На что он мне ответил, что очень любит танцевать и мечтает заниматься танцами, но папа запрещает, заставляет ходить на тхэквондо, которое ему не нравится. Далее в ходе нашего диалога выяснилось, что этот мальчик учится в 6 классе, 1 раз был второгодником, сменил две школы, так как над ним издевались одноклассники. Сейчас издевательства одноклассников и учеников других классов продолжаются. За годы школьной жизни ему 1 раз ломали нос, 2 раза ломали руки, 1 раз ломали ребро, 1 раз железной трубой проломили голову (он мне показал свой шрам и свой слуховой аппарат, надетый на ухо). Поэтому его папа-военный заставляет ходить на тхэквондо, чтобы тот умел себя защищать. Мальчишка невероятно добрый. Но оказалось, что и в семье у мальчика не очень всё хорошо. Так как папа военный, все в их семье живут по-военному, где папа - главный генерал. И ни он, ни мама без папиного разрешения не имеют права даже разговаривать. А кто вдруг ослушается, того папа-генерал заберёт навсегда на войну. Уже на войну папой была отправлена их непослушная кошка, которую мальчик больше никогда не видел. Рассказывая про войну и папу, в глазах мальчика было больше ужаса, чем когда он рассказывал про издевательства над собой со стороны школьников. То есть он реально верит, что папа-генерал может забрать его с мамой на войну, где их непременно мучительно убьют.
Ошарашенная услышанным, моя голова превратилась в вакуум. Наше свободное до занятий время подошло к концу, мы уже опаздывали. Я не знала, что говорить, что делать и вообще как себя вести. Я обняла незнакомого мальчика, сказала, что он самый лучший на свете и всё непременно у него будет хорошо. Мы с сыном поспешили в школу, а этот мальчик отправился своей дорогой.

Прошло немало времени, но я до сих пор не знаю что делать, когда абсолютно незнакомый ребёнок подходит к незнакомой тёте и начинает рассказывать про домашнее и социальное насилие....