Ветхий Завет не знает современного понятия «ад». Набитый грешниками и чертями. Где вторые заняты приготовлением первых (до хрустящей корочки). Меню Сатана не утверждает, с каким именно бешамель подать насильника или клятвопреступника, еретика или мелкого воришку.
Ветхий Завет и Новый не знают такой локации. Первоисточники ранних христиан однозначно называют «ад» (преисподнюю) — могилой или пустынной землей, смерть — сном. Чтобы расставить все свечки поминальные в заблуждениях отцов Церкви — в оборот придется брать тексты Нового Завета. На которых построили жуткую картинку «мучений душ» хитрые путанники в сутанах.
Путаный след.
Анализировать придется понятия: «бессмертие души», «муки в аду» и «блаженство в раю». Об этом в первую голову талдычат почти все христианские церкви. Как выясняется… крепко соврамши. Краеугольный камень этой мистификации (и фальсификации) — притча о богаче и Лазаре. Кого не спроси, оттарабанят: Лазарь после смерти попал в рай, а богач — в ад.
Пусть. Тогда это какая-то очень поздняя вставка. Потому что, теологическая концепция этого эпизода полностью противоречит тексту Библии. Согласно ветхозаветному Писанию, все люди (грешники и праведники, даже герои веры Божьи Пророки) попадали в «шеол-ад». Там «спали» крепким сном. Можно еще больше огорошить Читателя: понятие «небесный» рай в том же Ветхом Завете отсутствует как таковое. Совсем и бесповоротно.
Как ответят на это припертые к стенке официальные служители культа? По-разному, но будут извиваться ужаками под вилами. Могут сказать самое популярное толкование: небесный рай в ветхозаветное время был закрыт (на ремонт, ага). Только Иисус своей жертвенной смертью и воскресением распахнул туда ворота.
Хорошо, голову включаем. В эпизоде с Лазарем — Иисус был живехонек, на минуточку. В тот день ворота Рая были еще не открыты, краска только сохнуть начинала… Получается, два фигуранта притчи попали в старое душехранилище, ветхозаветное еще. И…? Там были два отделения? Палата для праведников и пыльный чулан для грешников? Выходит так, если верить такой богословской теории.
Потом она усложняется, кстати. Доводя ситуацию до полного искажения слова Священного Писания. Иисус (якобы) после смерти сошел в ад. Тех, кто там спал, разбудил. Затем зевающей публике проповедовал. Неких праведников забрал в открывшийся благодаря Его смерти — небесный рай. Непокорным грешникам разрешив вернуться в их «чулан», специальное отделении ада. Как на самом деле стоит правильно читать этот эпизод: милости прошу сюда.
«Лазарь и богач»,
чуть сокращенное содержание, авторство Луки:
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон (самая драгоценная ткань античности) и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был Ангелами на «Лоно Авраамово».
Умер и богач, и похоронили его. И в «аде», будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Прежде чем заняться текстом, нужно помнить: все христианские конфессии именуют этот рассказ Иисуса — притчей . Всё верно. Во все времена (и Христа тоже) так назывался литературный прием с применением иносказания: фигур речи, аллегорий, метафор. Намеренно или нет, но многие богословы раннего христианства отнеслись к эпизоду… буквально. Аргументация была нужна для оформления доктрин «ада» и «рая». Причем срочно… Чтобы отлипнуть от иудейства. Именно такую проблему решали. Огрызались во все стороны, доказывая: христианство — не течение иудаизма, не его ересь…
Говорили примерно так (на Вселенских Соборах): Иисус нам описывает мучение в аду богача, значит — в аду люди страдают. Кто мы такие, чтобы не верить Спасителю?
Логично. Только попахивает поверхностным анализом, не сказать — подменой смыслов. Если рассказ о богаче и Лазаре — реальность, тогда абсолютно все там происходящее — явь. Но если это «притча», тогда-таки ой… С ее помощью Бог (в виде метафор) хотел донести до слушателей какую-то важную весть. Самое удобное в серьезном анализе — это правильно формулировать вопросы. К «Лазарю и богачу» их несколько…
Где находится «лоно Авраамово»:
на небе, под землей, в неком третьем измерении? Помним, что «врата Рая» еще не открыты, как говорит Церковь, отбиваясь от неудобных вопросов. Берем ветхозаветное понимание сего места: были в аду (могила, пустая земля забвения и т.д. …). Там и должно быть «лоно Авраама». Под землей. Именно поэтому в притче нет слова и понятия «небо».
Лоно Авраама — это одно из «отделений ада», для «хороших». Там вентиляция, нектары с амброзией, телик с вай-фаем... Это благолепие немного выше расположено, на этаж. Потому что богач поднял глаза вверх и свободно общался с Лазарем. Очень изощренная пыточная, мое почтение. Два рядом находящихся пространства: в одном мучаются грешные, во втором — утешаются праведные, глядя на страдания первых. В достижимости звуковой волны спокойного разговора. Однако… Накинем стереотипы: одним жарко от пекла, у вторых (под землей) текут прохладные реки…
Фиксируемся. Представления церковников об «аде» и «аде» из притчи таковы: два вместилища миллиардов человеческих душ находятся совсем рядом, герои видят друг друга, спокойно ведут беседы. Как вам картина? Фантастическая и противоестественная. Попахивает аллегорией — притчей.
Похоронная ангельская команда?
Нищий был отнесен Ангелами на «лоно Авраама», богач похоронен «в ад». По ветхозаветному учению, абсолютно все мертвые (даже столпы веры Иаков, Иов, Иезекия и проч.) попадали в ад. В могилку. «Небесный рай» еще не открыт, Христос не казнен, краска там сохнет, прорабы матерятся… Некие «ангелы» нищего могли отнести только в ветхозаветный «ад». Метафизически — закопать «дух и тело» в землю.
А кто хоронил «богача»? Кто-то… взял и похоронил. Тоже в могилку. Собутыльники и семья, как положено. Невозможно представить, что руки об эту пакость будут марать светоносные ангелы. Опять аллегория и притча в полный рост. С реальностью и явью никак не совпадает.
Шумное местечко.
Притча построена на диалогах, люди в аду разговаривают. Это что за безобразие? По всем ветхозаветным текстам прямо читается, еврейским по белому: мертвые спят. Давид, Иов, Екклесиаст уверены, что после смерти будут покоиться бессознательным сном. Не смогут размышлять. Что особенно их печалит: не способны созерцать и восхищаться Богом, слезно благодарить Его.
Библия знает только один «спиритический сеанс» — между царем Саулом и образом пророка Самуила (через волшебницу). Ах да, было еще явление Моисея Иисусу… Во всем бесчисленном библейском коммуникативном пространстве таких эпизодов не сыскать. Тут вообще смех душить начинает. Кто-то из умерших в «ветхозаветном аду» спит. А некоторые на кухне общаются. Да, в до-библейские времена были верования, что самые лютые грешники сходят в «ад» живыми… Но тут другой случай.
Почему Писание не прописало условия содержания в этой юдоли посмертной, интересно ведь… По каким заслугам и прегрешениям Бог решает: кому похрапывать после смерти, а кому бодрствовать? Это на минуточку… чрезвычайно важный фактор устройства загробного мира, люди тех времен вцепились бы зубами за такое… возможное счастье.
Но увы, в огромном по объему Священном Писании нет условий достижения посмертного покоя или бодрствования. Не найдем эпизодов общения с мертвецами. Лишь многочисленные сообщения о сне умерших, вне чувств и памяти прожитой жизни. Вот как описана в Новом Завете смерть:
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Какие еще ляпы
допущены в придумывании потусторонних отделений для праведников и грешников путаниками в сутанах? В самом факте наказания «богача». Изучайте матчасть, святые отцы и легковерные адепты. Наказание ждет людей лишь после Второго Пришествия Христа, Великого Суда. Об это стерли языки Иисус, пророки и апостолы:
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Второй недоуменный вопрос: тексты Священного Писания прямо и многобуквенно говорят — суд над людьми только впереди. После Второго Пришествия Христа разбор полетов состоится. Как быть с «мучениями душ» тогда? Вы уж выбор делайте, не коверкайте мозг честным людям… Либо признайтесь, что Библия себе противоречит. Либо — со стыдом окучивайте «теорию о двух судах», как сделали некоторые церкви.
Первый суд — «частный». Когда после смерти ангелами и бесами определяется место содержания души. В преисподней или в раю. Но это СИЗО в обоих случаях. Там придется помариноваться до Великого Суда, он состоится при Втором Пришествии. Тут главное веселье и будет: «всеобщий» процесс, здрасьте вам через окно, гражданин Бог…
Версия становится откровенно веселой. Про Страшный Суд писано. Про «частный» — ни словечка в Библии. Совсем дичью выглядит идея. Зачем нужен «второй» Великий Суд, если (якобы) есть «первый»? С великими православными «мытарствами», ага. Грешники, по решению одного будут (немного) страдать в преисподней, до Второго Пришествия Христа. Затем их судить «вторым»? Извлекать из преисподней, облекать плотью, глаза и прочие органы (под роспись) выдавать…
Теперь временной несправедливый параметр вводим. Грешников после «второго суда» оставят далее вечно гореть в геенне. Не возражаю, поделом гадинам. Это как физически будет выглядеть, на более мучительных условиях? Ад «80-го левела» (огласите характеристики, пожалуйста)?
Пострадавших от «первой судебной ошибки» переведут в прекрасную жизнь вечную? Ой, несправедливо. Получается, больше пострадают те обитатели преисподней-ада, которые умерли раньше. Им до Второго Пришествия Иисуса страдать дольше. Так схема не работает.
Как быть с теми, кто находится после смерти в раю, по приговору «первого суда»? Душа наслаждается пением ангелов и нектарами, а тут берут за холку и волокут на судилище, в компанию мерзкопакостных типов. При Втором Пришествии Господь без спроса забирает дух человека из блаженной неги и воскрешает «заслужившего» в жизнь вечную. Спросил кто: пациенту может не хочется телом обрастать, в раю душевном лепота и благолепие. Опять несправедливость и дичь.
Выводы
такие будут. Это все-таки притча, метафора и аллегория. Поскольку Слово Божие не может противоречить себе. В Новом и Ветхом Заветах. Хочется напомнить святым отцам о Символе Веры (тогда еще единых православной и католической конфессий), принятым аж в IV веке. Суд над живыми и мертвыми может произойти только со Вторым Пришествием Христа:
«Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых».
Не оспариваете же? Тогда какой бес заставил напринимать кучу других доктрин, вплоть до «частного суда»?
Последние гвоздики в крышку… Просьба богача, мучимого в пламени: Авраамушко, друг ситный, пришли Лазаря! Пусть прохладит язык концом перста, смоченным в воде! Это самобичевание и унижение собственное? Как несколько капель воды утолят страшную жажду? Чашу, кружку, ковшик просить нужно…
Имена. В притче три героя: Авраам, Лазарь и … богач. Без имени. Это ли не факт метафоры? Будь история правдива, нашли бы персонажа, полна Иудея была сибаритами, раскольниками, идолопоклонниками. Имена имели основополагающее значение в древние времена. Имя «Лазарь» происходит от распространенного древнееврейского имени «Эль-азар» (Бог помог). А «богач»… это просто социальное явление.
Если даже поверхностно пробежать рассказ Иисуса о богаче и Лазаре, очевидно: герои описаны в реальной плоти, никак не бестелесные духи. Имеют глаза, персты, язык. Что полностью рушит понятие «души», даже в хитром искажении этого понятия Церковью. Диалог богача с Авраамом был бы таким: «Уважаемый, ты в аду! Хорош бредить! У тебя нет языка, чтобы говорить. У Лазаря нет ног, чтобы ходить. Нет рук, чтобы принести воду. Какое орошение твоего тела? Тебя все реки Иудеи не помогут, у тебя его нет, охлаждать нечего. Это пост-ампутационный синдром, кошель ходячий! Это мучается твой дух».
Но нет, Авраам на полном разуме вступает в диалог, называя другие причины отказа. И богач адекватен, словно не замечая своего эфемерного бесплотного марева. В эту ловушку загнали себя придумщики «ада» и «рая». Закрывая глаза на элементы физических тел героев притчи, факт бодрствования после смерти приняли за реальную картину. На вопиющие несоответствия небрежно сказав: «Христос немного приукрасил, занесло боженьку в красноречии»… Однако.
Технология.
Как же такое могло происходить? Почему Церковь столько веков «неправильно» читала Священное Писание (не только в эпизоде с Лазарем, не менее сотни ляпов можно найти). Думается, это грех поверхностного изучения новой доктрины. Когда она вышла из границ Иудеи, столкнулась с язычеством. Новохристианские богословы, хорошо знакомые с античными представлениями о загробной жизни, увидели в притче столь знакомую картину: мифическое царство мертвых Гадес (Аид, Тартар).
Не подвергнув анализу апостольские послания, не утрудившись разобраться в верованиях древних евреев… приняли притчу за чистую монету. Несомненно, «умные христиане» и честные богословы указывали на подмену понятий… но кто их слушал. Вот и получилось, что один из главных догматов Веры был построен на аллегории, метафоре, байке-притче. Отменить уже нельзя, такие движения неприемлемы: рушат другой догмат. О непогрешимости Церкви. С тем и живете, граждане верующие…
Продолжение, следует…
Читайте по теме: