Шумерскими городами-государствами правил монарх, которого части обозначали термином lugal («великий человек»). Это общее обозначение свойственное каждому правителю несмотря на различные титулы, приживаемые в период Архаической династии. Все эти титулы не предполагали дополнительных функций или возможностей для правителей, по крайней мере об этом ничего не сказано в найденных источниках. Статус шумерского монарха достаточно подробно отмечен в многочисленных надписях правителей, найденных во время раскопок археологических памятниках.
Шумерский правитель считался представителем богов на земле и царя богов Энлиля, а иногда и божеством-покровителем из государства, как, например, Нингирсу в Лагаше, или же один из божеств с атрибутами царя, как, например, Инанна. Шумеры считали, что власть правителя «спустилась с небес», то есть из мира богов, и была отдала самым достойным по их решению. Власть правителя носила абсолютный сакральный характер и обряд посвящения в монархи происходил по религиозным обычаям, даже если его персона не была обожествлена, что по мнению ученых относится только к ранним периодам развития территории. Являясь связующим звеном между божественным и человеческим мирами, монархов предпринимались действия по строительству религиозных храмов. Если монарх добивался славы всеобщего властителя территорий от «четырех берегов земли», то есть всех, которые находились под влиянием империй Аккада и Ура III, он обожествлялся и наделялся определенным титулом, а его имя закреплялось в надписях правителя. Для населения монарх представлялся значительной фигурой, наделенной только положительными качествами и чертами: красота, мудрость, сила, о чем они воспевали в песнях.
Монарх, чья власть была наследственной, правил как жрец во всем, что относилось к его функциям, к которым относилось, в частности, управление территорией: малой деревней или большим городом, храмом или дворцом, в каждом из которым он назначал свое доверенное лицо - администратора. Он также обладал судебной функцией, как гарант справедливости, разрешая возникшие споры, согласно текстам «реформ» Урукагина и Кодекса Ур-Намму. Кроме того, монарх возглавлял армию, однако не все правители непосредственно вели войско в сражениях.
Предполагается, что монарх со своей семьей жил во дворце (é-gal, буквально «большой дом»), однако доподлинно это не известно. Все дело в том, что археологам удалось отыскать несколько зданий, которые могли бы иметь такой статус, ввиду того, что постройки в те времена не имели определенных отличий, что могло бы обособить более значительное строение от остальных. Только со второго тысячелетия до нашей эры можно выделить отличительную черту - это наличие тронного зала в некоторых сооружениях. А так, основным признаком, по которому можно предположительно указать на дворец правителя - это большие размеры в сравнении с другими зданиями, хаотично расположенные на севере Эриду:
«Утрамбованное земляное строение» в Уруке или е-хурсаг Ура, севернее - «Дворец К» и «Дворец П» в Кише, а также «Северный дворец» в Эшнунна.